Наши коллеги – агрогазета «ХозяинЪ» в номере за 27.03.2014 г. – напечатали письмо жителя станицы Новолеушковской В.П. Кучерова о спасении местной речки от высыхания, а жителей – от невыносимого болотного амбре.
«В нашей станице протекает (если это вообще можно назвать течением) речка Сухонькая, которая впадает в Тихонькую. Помню, мы мальчишками купались в этой речке, ловили карасиков, а старики вспоминали, что когда-то водились даже карпы в полпуда весом», – пишет Владимир Павлович. – Но скоро наша Сухонькая, если не пересохнет вовсе, то превратится в болото. Болотный газ и сейчас очень ощущается, людям трудно дышать. А рыба умирает. Да и птиц тоже поубавилось. На огороды и поля наступают камыши. Не хочется думать, что такая же судьба ждет в будущем и другие наши степные речки, такие как Тихонькая, Челбас, Бейсуг, Понура.. Достанется ли болотисто-камышовым речкам хоть что-то из выделяемых на решение экологических проблем миллиардов?»
Помог разобраться глава Новолеушковского сельского поселения Александр Кагальницкий. Оказывается, исторически Сухонькая речкой никогда не была, а была балкой. До революции вели к ней деревянные мостки, это уже потом, чтобы техника на поля проходила, сделали земляные дамбы с трубами. Тогда же уровень воды, поддерживаемый природными родниками, был искусственно поднят. Естественный сход воды преградили, и этого хватило лет на 70. После чего началось заиливание.
– Кучеров прав: речка раньше была глубже, 5-6 метров, и вода чище, и рыбы больше, – подтвердил А.В. Кагальницкий. – Из-за заиливания местами Сухонькая не больше полуметра глубиной, а берега заросли камышом. Были попытки почистить, но бюджету это не по плечу. Тут нужны не тысячи, а миллионы рублей. Если бы сдать в аренду фермерам – это было бы выходом: и человеку прибыль, и экологии польза, и населению продовольствие. Определенные виды рыб – сазан и толстолобик, например, способны «чистить» водоемы от ила естественным путем. Но тут загвоздка: распоряжаться рекой мы по закону не можем: она в федеральной собственности. Выделишь технику для расчистки или деньги на рыбий молодняк – уже нецелевое использование бюджета получается.
Выход А.В. Кагальницкий видит в инициировании вопроса в ЗСК, чтобы вывести его рассмотрение на федеральный уровень. Проблема глобальная, и решению нужна долгосрочная перспектива. А жители поговорили и разош-лись. Фермеры за сизифов труд хождения по инстанциям тоже не берутся. Пока же отправлен запрос в министерство природных ресурсов края. Его передали в отдел охраны водных объектов, где быстрого ответа не обещали. Для оценки потребуется выезд на место.
Читала А. Алексеева.