Чем дальше знаменательный 1945 год – тем важнее сохранить память о тех, кому мы обязаны сегодняшним днем
Война – огромная беда, горе коснулось каждого дома, каждой нашей семьи. Некоторым солдатам повезло – они выжили. Но сколько их, погибших и пропавших без вести?!
Был на передовой мой дед Григорий Яковлевич Любарцев. Не любил говорить о той поре. Хотя имел награды, ранение. Запомнила его ключевую фразу: «Самое страшное на войне – паникёры». Наверное, выжить в том огне ему помогла любовь. Словно предвестница скорой победы 8 мая 1943 года родилась у деда дочка Нина, моя мама, затем сыновья Олег и Игорь. Жили трудно, но в доброте, верили в лучшее…
Хранит добрые воспоминания о своих солдатах моя соседка Нина Романовна Овчаренко (в девичестве Гузий). На фронте был её отец Роман Семёнович Гузий. Его призвали 26 июня 1941 года, воевал в Белоруссии. 16 июля был ранен, лежал в госпитале в Омске, а к январю вернулся домой.
С горечью Нина Романовна рассказывает о судьбе своей свекрови Ксении Карповны Овчаренко. Из семерых детей умерли малышами трое, выжили только дочка Таиса и сын Николай. А вот двоих сыновей Леонида Фёдоровича (1920 г.р.) и Ивана Фёдоровича (1922 г.р.) унесла проклятая война. Лёня до1941 года успел окончить морское училище в Ростове-на-Дону. Воевал в Очакове, Севастополе. О том, что пропал без вести, письмо пришло сразу.
Иван также учился в школе в Павловской, потом – в Ростове-на-Дону. Но судьба забросила его в Улан-Удэ, на кондитерскую фабрику. Оттуда он призывался на фронт. Предположительно, погиб под Сталинградом.
И. Игнатьева.
Ст. Павловская.