Известные метаморфозы претерпевает вино, сделанное мастером. Молодое, игристое, оно не каждому по вкусу. И лишь со временем набирает крепость, радует ароматом. Нечто подобное произошло и с книгой Ю. Буркуна «Мой ковчег. Эпос. Лирика. Графика».
Несколько лет назад, получив сигнальный экземпляр, я лишь бегло ознакомилась со сборником, ныне же вновь заинтересовалась им. В чем же секрет феномена? Во-первых, многое ценишь со временем. Во-вторых, велика роль личностного фактора.
Я ведь была знакома с павловчанином, псевдоним которого Юрко Буркун. После выхода в свет повести «Дети войны» Ю.Н. Козаченко был принят в Союз журналистов России и поддерживал связи с коллективом газеты «Единство» до последнего своего часа.
С дочерью земляка Ириной мы были одноклассницами и подругами. Знала я и жену автора Любовь Куприяновну. А муж Ирины Анатолий Лисовский выполнил дизайн книги, о которой идёт речь. Старший Козаченко – Николай Алексеевич, шофер Павловского сырзавода – часто выручал нас. Мой отец долго лечился у О.А. Ефимова в Новолеушковской больнице, и дедушка Коля на молоковозе неоднократно подвозил меня с мамой к больничному городку. И с сестрой Юрия Николаевича – Линой Николаевной Серой – я тоже знакома.
Личностный фактор, безусловно, сыграл большую роль в проснувшемся интересе к «Моему ковчегу».
Что же удивило в книге прежде всего? Это поэма – былина «Тайна Леушковского кургана», речь в которой идет о станице Старолеушковской, которой в нынешнем году исполняется 220 лет. Здесь мне посчастливилось плодотворно работать целую пятилетку! И, конечно, было интересно узнать, что при въезде в станицу, неподалеку от половецкого кургана, стояла когда-то хата кузнеца Алексея Козаченко. Он был из цыган. А его любимая жена-казачка Варвара была мужу помощницей в нелегком ремесле. Эта семейная пара – дедушка и бабушка Ю.Н. Козаченко, который в стихах передал историю их любви.
Весьма любопытно и прозаическое послесловие. Юрий Николаевич рассказал о судьбах своих дядьёв, портреты которых нарисовал по старым семейным фотографиям. Вчитываешься в короткие строки – и видишь целую эпоху. «Андрей в 1918-м расстрелян белоказаками в Армавире. Ефим воевал на Малой Земле в Новороссийске. Иван командовал стрелковой ротой в горах под Туапсе. Сергей оборонял Москву. Отец мой Николай Алексеевич, – не без гордости написал автор, – 900 дней защищал блокадный Ленинград, освобождал от фашистов Прибалтику, затем воевал с Японией. В конце 1945 года вернулся домой и много работал». Главное же – все потомки кузнеца Алексея с гордостью носили фамилию Козаченко, не посрамив её.
Добрым словом вспоминаю и самого Юрия Николаевича. В молодые годы он работал ответственным секретарем газеты «Путь к коммунизму» (ныне «Единство»). Затем Ю.Н. Козаченко десять лет трудился в Краснодарском творческо-производственном художественном комбинате. Основал мозаичный промысел, выполнял заказы в Павловской и районе. А после переезда в Ейск стал главным художником города, удостоившись звания заслуженного деятеля искусств Кубани.
Многогранная личность земляка сполна проявилась в названной выше книге. В неё вошли стихи разных лет и любимые пейзажи. Немало поэтических строк написано в Павловской и посвящено её творческим людям – Анатолию Олейнику, Федору Алексеенко, Борису Калиниченко, Алексею Родионову…
Последний раздел сборника называется «Именитых современников лики». Это портреты знаменитостей, с кем был знаком автор. Кто конкретно? Михаил Хаджинов – академик, селекционер, Михаил Чепель – руководитель Благотворительного фонда Николая Чудотворца. Олег Лобов – уроженец Павловской, государственный деятель, Орест Мальцев – писатель.
Увы, некоторые из замыслов Юрко Буркуна остались нереализованными. Читатели, к сожалению, так и не дождались выхода в свет повестей «Батина соль» и «Придурок» (продолжение книги «Детей войны»), хотя обе рукописи закончил автор. Но и то, что он успел сделать, думаю, достойно уважения и доброй памяти.
Л. Репенецкая.