Известные метаморфозы  претерпевает вино, сделанное мастером. Молодое,  игристое, оно не каждому по вкусу. И лишь со временем набирает  крепость, радует  ароматом. Нечто подобное произошло и   с книгой Ю. Буркуна «Мой ковчег. Эпос. Лирика. Графика».

Несколько лет назад, получив сигнальный экземпляр,  я лишь бегло ознакомилась со сборником, ныне же  вновь заинтересовалась  им. В чем же секрет феномена? Во-первых,  многое  ценишь со временем. Во-вторых, велика роль личностного фактора.

Я ведь была знакома с  павловчанином, псевдоним которого Юрко Буркун.  После выхода в свет повести «Дети войны» Ю.Н. Козаченко был принят в Союз журналистов России и поддерживал связи с коллективом газеты «Единство»  до последнего своего часа.

С дочерью земляка Ириной мы были одноклассницами и подругами. Знала я и жену автора Любовь Куприяновну. А муж Ирины Анатолий Лисовский выполнил дизайн книги, о которой идёт речь. Старший Козаченко – Николай Алексеевич, шофер Павловского сырзавода – часто выручал нас.   Мой отец долго лечился у О.А. Ефимова в Новолеушковской больнице,  и дедушка Коля на молоковозе неоднократно подвозил меня с мамой к больничному городку. И с сестрой Юрия Николаевича – Линой Николаевной Серой –  я тоже знакома.

Личностный фактор, безусловно, сыграл большую роль в проснувшемся интересе к «Моему ковчегу».

Что же  удивило в книге  прежде всего? Это поэма – былина «Тайна Леушковского кургана», речь в  которой идет о станице Старолеушковской, которой  в нынешнем году исполняется 220 лет. Здесь мне посчастливилось плодотворно работать целую пятилетку! И, конечно,  было интересно узнать, что при въезде в станицу, неподалеку от половецкого кургана, стояла когда-то хата кузнеца  Алексея Козаченко. Он был из цыган. А  его любимая жена-казачка Варвара была  мужу  помощницей в нелегком ремесле. Эта семейная пара –  дедушка и бабушка Ю.Н. Козаченко, который в стихах передал  историю  их любви.

Весьма любопытно и  прозаическое послесловие. Юрий Николаевич рассказал о судьбах своих дядьёв, портреты которых нарисовал по старым семейным фотографиям. Вчитываешься в короткие строки –  и видишь целую эпоху.  «Андрей в 1918-м расстрелян белоказаками в Армавире. Ефим воевал на Малой Земле в Новороссийске. Иван командовал стрелковой ротой в горах под Туапсе. Сергей оборонял Москву. Отец мой Николай Алексеевич, – не без гордости написал автор, – 900 дней защищал блокадный Ленинград, освобождал от фашистов  Прибалтику, затем воевал с Японией. В конце 1945 года вернулся домой и много работал». Главное же – все потомки кузнеца Алексея с гордостью носили фамилию Козаченко, не посрамив её.

Добрым словом вспоминаю и самого  Юрия Николаевича. В молодые годы он работал ответственным секретарем газеты «Путь к коммунизму» (ныне «Единство»).  Затем Ю.Н. Козаченко десять лет трудился в Краснодарском творческо-производственном художественном комбинате. Основал мозаичный промысел, выполнял заказы в Павловской и  районе. А после переезда в Ейск стал главным художником города, удостоившись звания заслуженного деятеля  искусств Кубани.

Многогранная личность земляка сполна проявилась в названной выше книге. В неё вошли стихи разных лет и любимые пейзажи. Немало поэтических строк написано в  Павловской и посвящено её творческим людям –  Анатолию Олейнику, Федору Алексеенко,  Борису Калиниченко, Алексею Родионову…

Последний раздел сборника называется «Именитых современников  лики». Это портреты знаменитостей, с кем был знаком автор. Кто конкретно? Михаил Хаджинов – академик,  селекционер, Михаил Чепель – руководитель Благотворительного фонда Николая Чудотворца. Олег Лобов – уроженец Павловской, государственный деятель, Орест Мальцев – писатель.

Увы, некоторые из замыслов Юрко Буркуна остались нереализованными. Читатели, к сожалению,  так и не дождались выхода в свет повестей «Батина соль» и «Придурок» (продолжение книги «Детей войны»), хотя обе  рукописи закончил автор. Но и то, что он успел сделать, думаю, достойно уважения и доброй памяти.

Л. Репенецкая.