Тема войны для меня была сопряжена с потерями дальних и близких родственников, а похоронки, которые не всегда и не всем приходили, гласили стандартно – «Скорее всего пропал без вести». На мои просьбы военкоматы просто отмалчивались, не удосужившись поиском или ответом. Чужое не болит.
Своего отца моя мама, Галина Гавриловна Фоменко (Рак), запомнила уезжающим на войну вместе с хуторянами колхоза «Червоный шлях» (на хут. Пушкина). В августе 1941-го трехлетней девчушкой она бежала за машиной призывников с плачем, а когда упала, грузовик остановился. Отец спрыгнул, поцеловал её личико, обнял старшенькую Женю и всё глядел, глядел. Видно, старался запомнить навек… Где погиб, никто не сообщал – то ли на Дону, то ли на Днепре.
Совсем недавно наконец-то нашел своего деда: «Гаврил Семёнович Рак, солдат, беспартийный, 1907 г. р., призван Ново-Леушковским РВК в августе 1941 г., можно считать пропал без вести в декабре 1941 г.» Такая же участь постигла и его старшего на два года брата Якова Семёновича.
А вот Игнат Семёнович Рак, 1904 года рождения, упоминается вместе с десятками бойцов 31-й стрелковой дивизии пропавшим без вести в районе совхоза «Зерновой» Ростовской области 29 июля 1942 г. Но, видно, тогда бог миловал. Ведь потом в именном списке безвозвратных потерь личного состава заградотряда 417-й стрелковой дивизии за 19 апреля 1943 г. красноармеец И.С. Рак будет отмечен павшим в бою у хут. Свистельники. Похоронен в братской могиле ст. Анастасиевской Славянского района.
Уходя, они обещали вернуться, и они вернулись, вместе с памятью о них, о героях той священной войны.
Было бы неправильно умолчать и о других родственниках. В Старолеушковской живут мои дядья: Александр Петрович и Александр Дмитриевич Фоменко. Александр Петрович отца знает по рассказам матери. Когда ему был год, тот ушёл на фронт и погиб. Так вот, хочу, Александр Петрович, сообщить: «Пётр Елисеевич Фоменко, минометчик 2-го стрелкового батальона 1337-го полка 318-й стрелковой Новороссийской дивизии отдельной Приморской армии 17 мая 1944 г. награжден медалью «За отвагу». За то, что «во время боев под городом Керчь 16, 22 марта и 5 апреля 1944 г. уничтожил четыре огневые точки противника и рассеял до 10 солдат немецкой пехоты, пробиравшимся на помощь к своим солдатам». К сожалению, он скорее всего о награде не знал, так как был убит 7 мая 1944 г. у села Благодать Крымской АССР, там и похоронен.
Теперь обращаюсь через газету к вам, Александр Дмитриевич. Ваш отец «Дмитрий Елисеевич Фоменко, красноармеец 140-го стрелкового полка, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество был убит 27 марта 1942 г. Похоронен севернее деревни Сыгево Старо-Русского района Ленинградской области».
Еще один родной по крови старолеушковец – Стефан Елисеевич Фоменко, 1903 года рождения. Трудился в колхозе «Красноармеец». Он числится по документам Министерства обороны призванным в июне 1941 г., а пропал без вести с августа 1942-го. Все эти солдаты были родными братьями моего деда Фёдора Елисеевича Фоменко.
Возможно, читает «Единство» сейчас Иван Сергеевич Бежко. Так вот, ваш отец Сергей Логвинович Бежко (1892 года рождения), призванный 13 сентября 1943 г., приказом по 193-му пластунскому полку 9-й пластунской Краснодарской ордена Красной Звезды дивизии 21 января 1945 г. награжден медалью «За отвагу». Её он получил за то, что «будучи санитаринструктором стрелковой сотни во время боевых действий 12.01.1945 г. показал себя смелым и отважным. Под огнем противника вынес с поля боя 8 человек раненых и оказал им первую помощь». А приказом № 221/н по войскам 4-го Украинского фронта от 15 июня 1945 г. красноармеец С.Л. Бежко посмертно был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В наградном листе сказано: «В боях с немецкими оккупантами тов. Бежко проявил себя смелым и отважным бойцом. 3 февраля 1945 г. в боях за населенный пункт Ленг тов. Бежко первым ворвался в село, тем самым завлек за собой все отделение. В этом бою тов. Бежко убит». Похоронен С.Л. Бежко у села Ленг Краковского воеводства Польши.
Конечно, в рамках статьи невозможно перечислить всех, а надо. Ищите погибших родственников. Насколько будете помнить о них, настолько вспомнят и о вас!
Владимир Фоменко,
сотник ККВ, член российского общества историков-архивистов.
Г. Кропоткин.