И.А. Калашников – руководитель Павловского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Краснодарскому краю. Отвечает за два района – наш и Крыловский.

Корреспондент «Единства» встретился с ним и попросил рассказать о работе, проделанной в прошлом году.

Но сначала – о том, чем занимаются следователи межрайонного отдела.

– Мы расследуем коррупционные преступления, преступления против личности, деяния, совершенные должностными лицами государственных органов и сотрудниками полиции. Такого рода дела относятся к категории тяжких и особо тяжких, – говорит Илья Александрович.  – Из Павловского района к нам поступает более чем в два раза больше материалов проверок, чем из Крыловского. Большинство – порядка 70 процентов – из райотдела полиции, остальные – из прокуратуры и от самих граждан.

– Сколько преступлений расследовали в минувшем году?

– В Павловском – 33, в Крыловском – 17. Годом ранее была такая же примерно ситуация.

– Почти двойная разница по количеству дел – следствие примерно такого же отличия районов по населению и территории?

– Чем-то иным объяснить это сложно.

– Сколько людей под вашим началом?

– Всего – три следователя. Конечно, этих сил недостаточно. Кроме того, людям порой не хватает опыта, так как это молодые сотрудники, они пришли к нам на работу сразу же после университета.

Есть в отделе, правда, и четвертый следователь, но он постоянно – в служебных командировках.

– Расскажите о каких-нибудь уголовных делах, которые пришлось расследовать в прошлом году.

– Было, например, дело о взятке, совершенной двумя инспекторами нашей налоговой службы. Эти люди должны были составить материал об административном правонарушении на предпринимателей-нелегалов. Но не составили – за деньги. Получили на двоих за то, что увели от ответственности, около 10 тысяч рублей. Планировали в дальнейшем иметь такие же примерно деньги регулярно за покровительство незаконному предпринимательству.

Дело направлено в суд, уже есть обвинительный приговор, но он обжалован.

– Взятка, конечно, тяжкое преступление, но отнюдь не смертельное…

– В Павловской произошло убийство нездешнего человека – он выходец из другого района края.

Двое молодых людей ехали на автомобиле из Новокубанска, где вместе работали. За рулём был И. Енин, 1991 г.р. Его попутчик попросил подвезти до Незамаевской. Накануне ребята получили зарплату. В пути между ними произошел конфликт. Водитель полоснул пассажира канцелярским ножом по шее. Смерть – моментальная. Труп сбросил прямо на обочину проезжей части.

Судя по всему, мотив убийства был корыстный, ведь оба ехали с деньгами. Но на суде данное обстоятельство доказать  не удалось.

Родом убийца – из Карачаево-Черкессии. Пока шло следствие, Енин способствовал раскрытию преступления, всячески сотрудничал с нами, но когда дело дошло до суда, резко поменял тактику – стал полностью всё отрицать. Но ему это не помогло – получил десять лет и десять месяцев лишения свободы в колонии строгого режима.

– К счастью, чаще у нас все-таки избивают, чем убивают…

– В Крыловском районе имел место такой случай. Двое жителей Ростовской области избили сотрудников полиции, которые находились при исполнении служебных обязанностей.

Полицейские приехали на место происшествия на патрульном автомобиле. Повод – сообщение о том, что на улице какие-то люди слишком громко веселятся. На часах – три ночи.

Прибыв, призвали нарушителей к порядку. Но не тут-то было. Один из веселившихся молодых людей стал избивать сотрудников полиции. Полученные ими побои хоть и квалифицируются как легкие телесные повреждения, тем не менее, соответствующая статья УК РФ – 318-я, часть 2 – предусматривает в качестве наказания лишение свободы на срок до 10 лет. Ведь речь идет о применении насилия в отношении представителя власти.

Драчуна в тот же день заключили под стражу. Ранее он уже был судим. Вердикт суда – пять с половиной лет лишения свободы.

– А что со вторым?

– Против него уголовного преследования не было, поскольку он, как выяснилось, не принимал участия в избиении.

– Из этого примера видно, что вы не только расследуете преступления полицейских, но и защищаете их.

– Расскажу попутно об ограблении ювелирного магазина – опять же в Крыловском районе.

Все случилось днём в рабочее время на глазах продавщицы. Других свидетелей налёта не оказалось. Ущерб составил около 200 тысяч рублей. Всего налётчиков было трое.

Одного из них удалось задержать в Краснодаре. Его сопровождали в Крыловскую для проведения следственных действий по грабежу двое полицейских. Будучи в наручниках, устроил в машине драку. Автомобиль вылетел с трассы, получил серьезные механические повреждения, а сотрудники полиции – травмы. Сам подозреваемый отделался легким испугом.

Дело уже расследовано и направлено в суд. Не так давно оглашен приговор: шесть лет лишения свободы. Грабитель активно защищался, нанимал нескольких адвокатов, пытался доказать, что не имеет никакого отношения к выносу ювелирных изделий из магазина. Будучи ранее судимым, жаловался на полицейских, которые якобы нарушили в его отношении закон. Ничего не вышло. Все факты проверены и подтверждены.

– Что запомнилось из случившегося в Павловском районе?

– У нас было уголовное дело о нарушении личной половой неприкосновенности в отношении  жительницы райцентра.

Привлекались два молодых человека, также жители Павловской. Расследование удалось завершить в кратчайший срок – в течение двух месяцев.

Подельников обвинили в групповом преступлении. Однако еще во время следствия один из насильников сумел скрыться. Когда его найдут, побег  усугубит наказание. Пока заочно объявлена мера пресечения в виде заключения под стражу. Сейчас преступник в федеральном розыске.

– Как зовут насильников?

– Того, которого ищут, – З. Хишба, ему грозит до 10 лет лишения свободы. Второй, поскольку на момент изнасилования был несовершеннолетним, отделался двумя годами колонии.

Было также уголовное дело по 306-й статье. Это – заведомо ложный донос.

– Любопытно…

– С заявлением обратилась женщина. Сообщила, что её изнасиловали. После соответствующей проверки стало ясно: дама принимает желаемое за действительное. Никто ее не насиловал. Таким образом – мы имеем дело с ложным сообщением о преступлении. Был суд. Отделалась наказанием, не связанным с лишением свободы. Но в дальнейшем для нее история послужит хорошим уроком.

– Как Павловский межрайонный отдел смотрится на фоне остальных таких же?

– Хотелось бы думать, что неплохо. Не так давно были подведены итоги работы краевого следственного управления в 2013-м. Наши результаты отмечены с удовлетворительной стороны.

– То есть – с положительной?

– У нас это слово для характеристики работы не используется, но смысл именно такой.

Кстати, наш следователь по особо важным делам И.В. Трухачёв приказом председателя СК РФ А.И. Бастрыкина награжден знаком «За безупречную службу».

– Какие дела –  «особо важные»?

– Те, что получили освещение в федеральных СМИ и – на особом контроле у руководства следственного управления.

– Расскажите о трудностях.

– Я уже говорил, что наш сотрудник – тот, кого наградили,  вынужден заниматься уголовными делами других районов Кубани, в том числе – в Сочи. То есть на остальных ложится дополнительная нагрузка. То же самое касается изменений в подследственности. В сфере наших обязанностей с 2011 года – тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные подростками, а также  деяния, направленные против самих несовершеннолетних.

Сейчас активно дебатируется грядущая реформа следственных органов. Это означает объединение в единую структуру следователей межрайонного отдела, ОМВД России и госнаркоконтроля. Придется перестраивать работу.

– Есть нераскрытые прес-тупления?

– Таковыми остаются пока два – исчезновение подростка из Новолеушковской школы-интерната и убийство человека у наших соседей в ст. Октябрьской.

– Участие в судебных процессах не принимаете?

– Нет. Хотя формально мы – на стороне обвинения.

– Когда допрашиваете подозреваемого, его адвокат  присутствует?

– Привлечение защитника – наша обязанность. Всегда звоним в Павловскую коллегию адвокатов  и вызываем. Отказов не было ни разу.

– Кто контролирует вашу работу?

– Районная прокуратура. Она надзирает за деятельностью отдела на двух стадиях – возбуждения уголовного дела и утверждения обвинительного заключения. За весь прошлый год претензий к нам не было.

Е. Власенко.