Александр  Николаевич Веркин Майор полиции Александр  Николаевич Веркин – старший государственный инспектор МРЭО № 11 ГИБДД главного управления МВД РФ по Краснодарскому краю. Основная его обязанность – проверка знаний водителей, которые, пройдя курс учебы, сдают выпускные экзамены. Никто лучше его не знает, насколько успешно в наших автошколах курсантам прививают теорию и практические навыки вождения.
Встретившись со старшим госинспектором, попросил его высказаться по этой актуальной теме. Ведь от того, насколько подготовленные люди сидят за рулём автомобилей, напрямую зависит дорожная безопасность.
Учеба в автошколах, их у нас в районе четыре, длится около трёх месяцев, – рассказывает Александр Николаевич. – Если местные отделения ВОА и ДОСААФ, а также ПУ-56 давно готовят водителей, то ООО «Вертикаль» появилась в районе только в прошлом году.
Если говорить о 2013-м, каковы  результаты деятельности четырех школ? В данном случае я спрашиваю о количественных показателях.
В ДОСААФ учебу прошли 334 человека, в ВОА – 328, в «Вертикали» – 77, а в ПУ– 59.
А теперь – о том, как люди сдавали экзамены. На что обратили внимание?
К сожалению, как и раньше, с первой попытки конт-рольные испытания выдерживала только очень незначительная часть курсантов. В отделении ДОСААФ – 14 процентов, в ООО «Вертикаль» – 16, районном отделении ВОА – 15 и ПУ-56 – 15. Некоторым, чтобы получить водительские права, понадобилось от трёх до пяти попыток при сдаче выпускных экзаменов.
Но ведь в том же ДОСААФ, если мне не изменяет память, пару лет назад, результат, если так можно выразиться, «первой попытки» был заметно выше.
Тогда он действительно составлял 31 процент…
В чем же дело?
С одной стороны, с прошлого года ужесточились некоторые требования к сдаче экзаменов – например, видеокамеры появились не только в автомобилях, но и в учебных классах, с другой – мы по-прежнему имеем дело с некачественным обучением водителей. Причем, независимо от школы, уровень знаний и навыков тех, кому после учебы предстоит сесть за руль, примерно одинаков.
Почему люди демонстрируют низкий уровень подготовки?
Вероятно, очень волнуются. Но это, конечно, не оправдание. На дорогах  в конкретных, порой непростых, ситуациях волнение – наихудший из возможных помощников.
Еще одна беда заключается в том, что будущие водители, не понимая сути того, о чем им рассказывают, просто тупо зазубривают билеты. В итоге – очень легко путаются.
А что вы можете сказать о квалификации преподавателей?
В целом она  на неплохом уровне, хотя среди тех, кто обучает курсантов, есть и совсем молодые люди. Им порой недостает опыта. Наоборот, те, кто давно работает на этом поприще, добиваются лучших конечных результатов.
Как много в районе обучающих?
Теорию преподают шесть человек, практику вождения – 35-40. Замечу при этом: чаще обучаемые спотыкаются именно на практической подготовке, чем на теории. Когда сдают Правила дорожного движения, волнения почти нет – оно приходит ко многим, когда начинается практика, то есть вождение.
А как в школах с учебной базой? Водить машины по-прежнему учат на стареньких «Жигулях»?
Всего две иномарки с механическойкоробкой переменыпередач в МО ДОСААФ – «Шкода Фабия», в «Вертикали» – «Хюндай Акцент». С «автоматом» у нас нет вообще. Конечно, это отрицательные моменты. На добрые 70 процентов учебный автопарк требует обновления. Машинам – по 15-20 лет.
МРЭО как-то может повлиять на подобное положение дел?
Нет, к сожалению. В течение трёх последних лет мы лишены такого права. Оно есть только у представителей Министерства образования РФ. Мне известно, что года два назад автошколы района контролировались проверяющими из Краснодара, но об итогах их работы мне ничего не известно.
Как низкий уровень обучения сказывается в реальной жизни?
В прошлом году отмечено 13 аварий с участием молодых водителей – со стажем до трёх лет. Один человек в этих ДТП погиб и 21 пострадал. Те, кто находился за рулем, – непосредственные виновники дорожных происшествий.
А из каких автошкол водители наиболее часто попадают в ДТП?
Из отделения ДОСААФ. Из упомянутых 13 аварий в пяти виноваты те, кто обучался в ДОСААФ. Так, М.В. Зав-городняя, 1987 г.р., 6 марта прошлого года, управляя ВАЗ-2114, нарушила правила проезда пешеходного перехода и наехала на человека, который погиб.
Е.Ю. Пустовая, 1986 г.р., 2 апреля 2013 года была за рулём ВАЗ-21140. Из-за несоответствия скорости конкретным условиям наехала на пешехода, который получил травмы.
12 августа И.А. Король, обучавшийся в ПУ-56, ехал на автомобиле ГАЗ-31029. Превысив скорость, съехал с дороги. При аварии пострадали четверо.
Из 13  ДТП девять произо-шли в темное время суток. Вывод однозначен: в авто-школах слабо учат водителей навыкам вождения ночью.
Из того, что вы рассказали, можно сделать вывод: качество обучения водителей у нас за последние годы не улучшилось, а, наоборот, ухудшилось…
Основной упрек я все же высказал бы не в адрес преподавателей, а будущих водителей, которым явно недостает ответственности и понимания важности стоявших перед ними задач. Люди не осознают, что в критической ситуации им придется рассчитывать только на самих себя. Поэтому учиться по большому счету надо не для того, чтобы сдать экзамены и получить водительское удостоверение, а чтобы чувствовать себя уверенно на дороге, не попадать в ситуации, из которых нет выхода.
Последний вопрос – о преподавателях. Кого из них, с вашей точки зрения, можно считать наиболее подготовленными?
Среди мастеров производственного обучения я бы отметил А.В. Витюка и А.В. Черкасского из ВОА и Ю.А. Шедогуба и Х.И. Севастиди из ДОССАФ, теорию обучаемым неплохо объясняют Н.Д. Круглый из ВОА и В.Н. Лагун из ДОССАФ.
Хотел бы пожелать будущим водителям добросовестной учебы, большей ответственности и внимательности на дороге.
А. Ушаков.