Встретившись с экономистом предприятия Т.В. Андрющенко, попросил её рассказать об итогах минувшего года и перспективах нынешнего. Как работается сегодня комбинату?
– Если сравнивать минувший год с позапрошлым по производственным показателям, то можно сделать вывод, что ситуация примерно одинаковая, – говорит Таисия Владимировна. – Назвать её благоприятной было бы сложно, потому что в обоих случаях не только не удалось получить никакой прибыли, но и не обошлось без убытков.
– В чём вы видите основную причину такого положения дел?
– В очень слабом потребительском спросе на то, что мы выпускаем, что, в свою очередь, объясняется довольно острой конкуренцией на рынке пищевой продукции. Надо учитывать и тот фактор, что мы живём в сельской местности, где людей не так много, как в городе, и где покупательские способности потребителей гораздо ниже. Сегодня в магазинах Павловской, к примеру, полно не только продуктов, завозимых из других районов и регионов страны, но и импортной.
– Возможно, это следствие того, что Россия вступила в ВТО и теперь все границы для товаров открыты. Расскажите о том, сколько чего выпущено в прошлом году.
– Если говорить о булочных изделиях, то их произведено 22,3 тонны – на 300 килограммов больше, чем в 2012-м, а вот с хлебом – хуже, общий итог – 148 тонн, это уступает прошлогоднему показателю. Карамельных и кондитерских изделий выработано 14,1 тонны – тоже немного меньше, чем в 2012-м.
Рыбы выловлено и реализовано около четырёх тонн. Этот показатель, конечно, также не может радовать.
– А как с плодоовощными консервами?
– Их делали из тыквы, яблок и томатов, производили одновременно соки, нектары и другие напитки – всего 347 тысяч условных банок. Могли бы выпустить гораздо больше, но мы ведь ориентируемся на спрос.
За весь год продали наших пищевых продуктов на сумму чуть более 3,5 миллиона рублей. Это мало. Как следствие, повторюсь, – убытки по итогам хозяйственно-финансовой деятельности.
– Вы ведь продаёте то, что производите, не только в районе…
– В Павловской у нас пять пунктов торговли. Учитывая, оставляющий желать большего спрос здесь, на месте, немало лет уже практикуем выездную реализацию. Еженедельно на четырёх машинах вывозим продукцию в Краснодар – торгуем на улицах Одесской и Буденного.
– Насколько успешна такая деятельность?
– Несмотря на издержки, связанные с расходом горючего, выездная торговля более эффективна, чем стационарная. А это лишний раз подтверждает то, что сельским производителям по части сбыта конкурировать с городскими очень сложно.
– По качеству того, что делаете, нареканий не было?
– С этим у нас всё в порядке. К примеру, в прошлом году, в октябре, комбинат принял участие в ярмарке, проходившей на Краснодарском ипподроме. Удостоились диплома благодаря хорошим отзывам покупателей.
– Что вы сегодня вырабатываете?
– 15 видов хлеба из пшеничной муки и смеси её с ржаной, порядка 20 – булочных изделий, полсотни кондитерских – от пряников и печенья до мармелада, щербета, зефира и тортов.
– Какие цели поставили перед собой на текущий год?
– Будем и дальше использовать торговлю на выезде – с участием в ярмарках выходного дня, предполагаем находить потребителей на побережье Азовского моря. Кроме того, – продолжим поставку соков, нектаров, хлеба и сдобы для школ и детских садов не только в нашем районе, но и за его пределами.
Конечная цель – сработать без убытков.
– Сколько сегодня людей на комбинате?
– 32 человека. Они делают всё, что в их силах, для выпуска вкусной и качественной продукции.
…После этого разговора с экономистом побывал в хлебобулочном цехе предприятия. Работники его во главе с мастером Т.В. Скресь были поглощены выпуском сладких творений с изюмом к традиционной Пасхе.