Хутор Веселая Жизнь расположен по обеим сторонам федеральной трассы «Дон».
На карте появился в начале прошлого века (более точная информация отсутствует). До 1948 года назывался Веселым. Так что нынешнему имени – 65 лет.
На хуторе – 133 двора. В них прописаны 364 человека (на 1 июня 2013 года, когда была перепись населения). Однако постоянно проживают (по данным администрации Павловского сельского поселения, куда входит Веселая Жизнь) – 275. Остальные – работают в других местах, служат в армии или даже пребывают в местах не столь отдаленных.
Количество пенсионеров – 80, детей в возрасте от года до 18 – 62. Основная часть жителей трудоустроена в ОАО «Колос».
* * * * *
Новые и старые люди
Если судить по данным из администрации поселения, когда при 364 зарегистрированных постоянно на хуторе проживают только 275, то население здесь не прибавляется, а убывает. Оживленная федеральная трасса не играет никакой роли, ведь главное – рабочие места, а их нет.
Со временем Веселая Жизнь рискует превратиться в хутор пенсионеров. Тем более что на постоянное место жительства сюда приезжают люди, свое уже отработавшие, издалека.
На улице Южной разговорился с одним парнем. Он приехал аж из Североморска. А это – приличное расстояние. Только в один конец – 3200 километров. Но жить здесь Денис не собирается, так как по профессии он – корабельный моторист. Работа по специальности ждет его в Мурманской области.
А сюда он помог перебраться родителям. Отец – инвалид. Домишко купили за 300 тысяч.
– Родителям хотелось на юг, – пояснил Денис. – Попали сюда случайно. В принципе, всем довольны…
Чтобы удовлетворение было более или менее ощутимым, они газифицировали свое жилище, а воду из двора провели в дом.
По мнению моториста, на хуторе люди более приветливые и общительные, чем в Павловской, где приезжим пришлось приобретать материалы для ремонта своего нового дома.
Но есть в Веселой Жизни и те, кто обитает здесь долгими десятилетиями, и лучшего места под солнцем для себя не мыслит.
И.В. Кекало рассказывала о местном книгочее Н.Г. Шульжевском. И вот надо же – именно его повстречали, проезжая по ул. Южной.
Николай Григорьевич в сопровождении белой собачки брел в сторону заброшенной фермы, чтобы нарвать курам травы. Их у него и супруги, которая увлекается вышиванием, тридцать штук. Но как оказалось, Шульжевский – вегетарианец, поэтому курятина – удел его половины. Сам же он даже рыбу ест редко, предпочитает что попроще.
Давно не встречал людей, которых устраивает в их жизни всё и вся. Таким невольно всегда завидуешь. Николай Григорьевич забыл даже о том, что у него в доме есть стационарный телефон. Не нужна ему эта цацка! Как и многое другое.
– Мне всего хватает, – сказал пенсионер. – Здесь на хуторе тихо и спокойно.
Довольствоваться малым, тем что есть, – особая философия, доступная немногим.
А вот без книжек он не может. «Перелопатив» библиотеку в клубе, записался в районную. Изредка в нее наведывается.
* * * * *
Положительная оценка
С недавнего времени ФАПом на хуторе заведует Е.Н. Денисова.
Она рассказала: «Нас, ответственных за ФАПы, собирали в марте с.г. в ЦРБ. Был анализ работы, которую проделали в прошлом году. Веселой Жизни дали положительную оценку».
– Все ли на самом деле так хорошо у вас? – интересуюсь у Елены Николаевны.
– Не совсем. Плохо, например, проходит диспансеризация населения. Жители хутора не хотят ездить в Павловскую – в центральную больницу.
Там, в 118-м кабинете их должны обследовать, сделать все анализы. Причем – совершенно бесплатно, так как федеральная программа выделяет на все это немалые средства.
– Как с лекарствами?
– Они в ФАПе есть. Езжу за ними сама на автобусе и попутках.
– Не мерзнете зимой?
– Было дело. Уголь завезли, к сожалению, с плохой теплоотдачей.
Чаще всего, по словам заведующей, люди страдают от простуды и повышенного давления. В день на приеме у фельдшера бывают от пяти до семи человек.
* * * * *
Новый директор
Как и прежде, здание клуба в Веселой Жизни – то место, где люди, встретившись, могут обсудить все, что их волнует. Ведь под одной крышей тут не только «культура», но и «медицина» (фельдшерско-акушерский пункт) и «почта» (отделение связи).
Но на этот раз тема разговора – новый директор клуба. Его зовут А.Н. Гладких. В нынешней должности – уже полгода. Проживает в станице Октябрьской соседнего Крыловского района.
– Когда мне предложили эту работу, – вспоминает Александр Николаевич, – я, если честно, в основном ориентировался на расстояния. До Крыловской, где тоже была вакансия, 18 километров, а до Веселой Жизни – 10. Это если считать от моего дома. Поэтому остановился на втором варианте. Место мне предложил директор Павловского социально-культурного центра, который одновременно руководит всеми сельскими клубами, В.В. Заярин.
– Что, по вашему, самое главное для успеха в клубном деле?
– Желание работать, знания и опыт, а также терпение и настойчивость. Надеюсь, все это у меня есть. Раньше поднимал образование в отдельных уголках Крыловского района, теперь вот поднимаю культуру…
Похоже, Гладких достаточно энергичный человек. 12 лет он был худруком оркестра ст. Октябрьской, 17 лет преподавал в школе музыку и кубановедение. Закончил Орловский пединститут. «Мои дети по вокалу нередко занимали призовые места на краевых конкурсах», – заметил собеседник.
– Каким должен быть конечный результат клубной работы? – интересуюсь у директора.
– Удовлетворение местных жителей тем, что они видят и слышат здесь.
– Что удалось сделать за полгода у руля?
– Вот появились стенды с фотографиями в фойе – «Наш досуг» и «Жизнь клуба». По-моему, снимки говорят сами за себя. Но это, конечно же, – заслуга всего нашего небольшого коллектива – худрука Г.Л. Сероштан, культорганизатора Л.К. Бабич и ответственной за кружки С.Н. Князевой.
Действительно, несколько десятков фотографий достаточно красноречивы.
С осени по весну включительно в клубе прошли «День молодого человека», «День матери», Новый год и последующие праздники – 23 февраля, Масленица, 8 Марта. Каждый раз готовились программы с концертными номерами. Приезжали люди даже с отделений Крыловского района – там, среди прочих, сегодня проживают и бывшие хуторяне.
Активно участвуют в проведении клубных мероприятий бывшая заведующая ФАПом Н.А Ляшко, живущая ныне в Павловской В.А. Баталова, работница кафе на трассе в станице Октябрьской Н.В. Картавенко и некоторые другие неравнодушные люди.
К сожалению, не все столь радужно. Хотя прошлой зимой заменили два котла на более эффективные (за что А.Н. Гладких очень благодарен главе поселения М.В. Шмелёву), и стало немного теплее, все же порой в зимнее время людям в клубе приходится, как и раньше, мерзнуть, сказывается, в частности, дефицит топлива – дров и угля. Кроме того, давным-давно нуждается в замене наружный туалет на две «персоны». Очень уж убого смотрится. Нужен новый – более вместительный. Об этом говорили сами хуторяне. Да и руки во всем здании можно помыть только в ФАПе (там есть и подогретая вода).
Можно ли надеяться на долгожданные перемены в этих вопросах?
Ответ руководителя со-циально-культурного центра В.В. Заярина, увы, не утешительный: на водопровод нет денег, как и на более вместительное «отхожее место». А вот новое «на одно посещение» появилось совсем недавно.
Словом, культуре и гигиене пока не суждено состыковаться.
* * * * *
Когда не хватает трудолюбия
Перед поездкой по хутору вместе с руководителем ТОСа И.В. Кекало, чтобы посмотреть, как местный люд участвует в 30-дневке саночистки, объявленной в районе, спросил у А.Н. Гладких о том, что он, как человек приезжий, думает о жителях
Веселой Жизни.
– Они трудолюбивые, – сказал Александр Николаевич.
– Тогда почему им так сложно выкосить бурьян возле дороги?
Вопрос, что называется, повис в воздухе.
Инна подтвердила: организовать хуторян на субботник порой очень непросто. В самом лучшем случае собираются 8-13 человек. Зная о такой пассивности земляков, квартальная, попросив водителя редакционной машины остановиться, обратилась к работникам РЭС, обрезавшим ветви деревьев вдоль улицы Северной:
– Вот вы сложили всё это у проезжей части, а кто потом вывозить будет?
– Наша задача – освободить линии от возможных помех, на другое у нас просто не хватает сил…
Ответ вполне резонный. Убирать ветви и все остальное придется самос-тоятельно.
Зашла речь об утилизации твердых бытовых отходов. Тема не менее острая, чем для Павловской.
– Все наши посадки основательно загажены, – говорит попутчица, – поскольку место, пусть и полулегальное, для сбора мусора в Веселой Жизни не определено.
Подтверждение слов квартальной не заставило себя долго ждать. Проезжали неприглядные торцы лесополос, когда двигались по Южной к железнодорожному полотну. Мусор – в мешках и просто так – валяется где попало, в том числе и на дамбе, которая делит населенный пункт на южную и северную части.
Дорога, ухабистая и пыльная, не ремонтировалась уже довольно продолжительное время. «В распутицу, когда тут полно луж, проезд становится особенно затруднительным», – сказала сопровождающая.
Асфальтовая ул. Северная тоже далеко не в лучшем виде.
– Раза два в течение года звоню в администрацию поселения, тогда выделяют технику, – говорит квартальная, – что можно, вывозим на свалку. Обычно приезжает КамАЗ с погрузчиком. Убираем на кладбище и одновременно – возле дамбы.
Несколько лет назад действовавший тут мини-завод по производству раствора позволял трудоустроиться трём-четырём жителям. Частное предприятие, увы, уже два сезона не действует.
У полотна железной дороги – те же неотремонтированные ступеньки. Зимой, когда надо подняться к электричке, они обмерзают льдом и представляют немалую опасность. Писалось об этом уже с полдюжины раз. Как и о кладке через балку. Она вконец разбитая. Пройти с Южной на Северную и обратно невозможно. Путь один – в обход по дамбе. Для молодых – пустяк, а для тех, кто в годах?
Где ул. Южная сворачивает право – в сторону давно не функционирующей фермы – она имеет грунтовое продолжение. Добраться по нему «скорой» к больным в осенне-зимнее время – задачка не из легких. И это – тоже не новость для администрации сельского поселения.