Впечатление такое, что ситуация в строительной отрасли района не только не стабилизируется, а будучи крайне неблагоприятной уже в течение довольно продолжительного времени,  ещё больше деградирует. Потому что основная проблема тех, кто ремонтирует и возводит, – получение заказов на СМР – только обостряется. Обо всём этом я, в частности, говорил с генеральным директором ЗАО «Агропромстрой» Г.Г. Пономаревым.

– С ноября 2013-го по 21 марта нынешнего года у нас вообще не было работы, – рассказывает Григорий Григорьевич. – В начале третьей декады марта получили проектно-сметную документацию на возведение малоэтажных многоквартирных домов на ул. Калинина, 10 в Павловской. Заниматься ПСД начали ещё в январе.

– Не все знают об этом объекте.

– Речь идёт о двух домах общей площадью 1500 квадратных метров. В каждом по 15 квартир: 9 – однокомнатных и 6 – двухкомнатных. В квартирах – централизованная канализация, но индивидуальное отопление. К работам приступили в первых числах апреля. К концу того же месяца залили фундамент одного из объектов.

– Что дальше?

– Возведение обоих предполагается вести параллельно. Второй фундамент появится через два-три месяца. Дома будут введены в строй в первом полугодии 2016-го, то есть на рынке жилья одновременно появятся 30 квартир.

– В чём особенность объектов на улице Калинина?

– В том, что если на Советской площадка под застройку занимала около 1 гектара, то здесь – всего 0,23 га. В таких стеснённых условиях всё придётся делать, что называется, с колёс. Создать на месте какой-то запас материалов просто не получится.

– А если говорить о «бюрократической» составляющей нового объекта – в какой степени её ощутили? Вам ведь пришлось в своё время преодолеть немало  подобных трудностей, о которых вы рассказывали в нашей газете.

– Подготовка документов стала ещё более канительной. Приведу такой пример.

Так называемое техническое подполье под домами предполагали сделать высотой два метра. Когда всё было готово, выяснилось следующее: в 2011 году в СНИПах произошли определенные изменения. Чтобы высота подполья была 2 метра, надо пройти уйму дополнительных экспертиз, что автоматически повлияло бы на сроки строительства и на стоимость будущих квартир. Поэтому пришлось засыпать 20 сантиметров землей. Это маленький, но красноречивый пример. Ведь, по сути, ничего не изменилось с точки зрения безопасности. Просто людям – будущим жильцам при высоте подполья в 2 метра было бы значительно удобнее.

Очень сложно было получить технические условия по электрической части. Они не реализованы  до конца из-за энергетиков РЭС. По данной причине работать придётся при ощутимом дефиците электроэнергии. Все мощности, по словам ответственных работников РЭС, уже исчерпаны.

– Несмотря на разные трудности, работы будут вестись своим ходом, не так ли?

– Только потерь во времени избежать не удастся. В конце апреля – начале мая на объекте было 8 человек. В очень скором времени дополнительно появятся каменщики – количество занятых увеличится. Потом придут субподрядчики               и т. д.

– Вы упорно идёте по пути жилищного строительства…

– Только благодаря этому, не сидим  сложа руки. Ведь сегодня, кроме двух домов, у нас абсолютно ничего нет. И не предвидится.

– Все квартиры продали на Советской, 7?

– Шесть остаются пока невостребованными. Кроме того, если в магазине на первом этаже уже есть хозяин, то в аптеке – нет. Неподходящее место для неё. Скорее всего, вместо медикаментов, во втором помещении, как и в первом, будут продавать промышленные или продовольственные товары.

– Напомните, что удалось сделать в 2013 году?

– Общий объём строительно-монтажных работ – около 17 миллионов рублей. И все – на 12-квартирном жилом доме. Больше у нас ничего не было. Итог 2012-го – 24 миллиона. Разница заметная.

– А каким, по-вашему, может быть итог 2014 года?

– Около 20 миллионов.

– Будет ли отличаться стоимость квартир в новых домах от соответствующей цены на уже готовых?

– От этого, к сожалению, не уйти, но разница не превысит 5-7 процентов. Надо учитывать то обстоятельство, что из года в год растёт себестоимость СМР. А это – зарплата, материалы, машины, механизмы, выполнение  определённых видов работ. Но поскольку покупательная способность людей низкая, то как-то кардинально повышать цену будущего жилья невозможно.

– Получили какую-нибудь прибыль в прошлом году?

– Рентабельность нашего производства – около 5 процентов, в то время как в предыдущие годы данный показатель составлял 12-15 процентов.