Лет десять назад довелось побывать в Вешенской – станице, получившей мировую известность благодаря нобелевскому лауреату М.А. Шолохову. Было бы странно не посетить город, в котором родился и вырос другой великий российский писатель – А.П. Чехов. Тем более что если до Вёшек (в просторечии) в северной части Ростовской области от Павловской около полутысячи километров, то до Таганрога – лишь чуть за двести.
Мог бы стать и столицей
Уверен: при такой географической близости к нам этого города, многие жители района или не были там вовсе, или, проезжая, не потрудились разузнать о нем даже самое основное.
Между тем Таганрог, основанный Петром I в 1698-м, – самая первая военно-морская база России. Есть сведения, что царь-реформатор хотел даже сделать его столицей государства, да помешала одна из военных кампаний.
Город, где около 300 тыс. жителей, достаточно компактный. Центральные улицы – в неплохом состоянии, о периферийных, впрочем, этого не скажешь. Среди таксистов даже ходят байки о мэре, укравшем миллионы (валюта, правда, не называется).
Самая респектабельная в Таганроге – ул. Петровская. На ней – очень много зданий, построенных главным образом в ХIХ веке. Самое, может быть, известное – драмтеатр им. А.П. Чехова. Появилось в 1866-м. Решение о его создании в числе других таганрогских купцов подписал в том же году и отец будущего писателя – П.Е. Чехов.
Аккурат напротив «дворца Мельпомены», в котором в апреле гастролировал московский театр имени Ермоловой, стоит унылая многоэтажная «коробка» городской администрации. Архитектурно она никаким боком не вписывается в исторический контекст улицы. Местные привыкли, а приезжим это режет глаз.
На Петровской немало ресторанов, кафе и магазинов. В одном из них продаются достаточно редкие в нашем крае цимлянские вина. То, что сделано из сорта саперави, – выше всяких похвал: темно-рубиновое, терпковатое, с нотками черной смородины и потрясающее на вкус.
Народный герой и бронзовый царь
В Таганроге любят всякие заграничные вывески на питейных (и не только) заведениях. Например, таймкофейня (?) «Нью Йорк» или кафе «Моне», или ресторан «Ля Буш», или фотоцентр «Париж» Между прочим, город в 1833-м посетил один из самых известных иностранцев – Дж. Гарибальди, будучи капитаном торговой шхуны.
И вот в 1961-м к 100-летию освобождения и объединения Италии в Таганроге установили барельеф народному герою. Говорят, что в нашей стране он единственный. Расположен недалеко от порта.
Рядом с ним, на Историческом бульваре, стоит и памятник основателю – то есть Петру Великому. Представьте: отлит монумент не где-нибудь, а в Париже. Об установке его со скульптором М.М. Антокольским договаривался сам А.П. Чехов. «Около моря это будет и живописно, и величественно, и торжественно», – писал автор великолепных рассказов и повестей. И вот с 1903 года бронзовый царь в мундире офицера Преображенского полка – как городская визитка.
Когда Дж. Гарибальди прибыл в Таганрог, он среди прочего любовался и Каменной лестницей на углу улицы Греческой и переулка Тургеневского. Построена в 1823 купцом Депальдо. 15 тыс. рублей серебром – немалые деньги по тем временам. А понадобилась лестница для того, чтобы связать центр города с биржей. Наверху, на открытой террасе, установлены весьма любопытные солнечные часы. Самая первая ассоциация этого ступенчатого спуска и подъема – с Потемкинской лестницей в Одессе. Но там она довольно широкая, а здесь узкая. По высоте, однако, вполне может конкурировать.
Живописный флигель
На улице Чехова, 69 – домик Антона Павловича. В нем – три небольшие комнаты, кухня, коридорчик и сени. Здесь в 1860-м и родился великий писатель. Живописный флигель расположен в глубине двора на территории бывшего домовладения таганрогского купца Гнутова. Далеко не все здесь подлинное. Из воссозданного – и крошечная кроватка маленького Антоши.
То же самое можно сказать и о музее «Лавка Чеховых» в угловом здании на улице Александровской, 100. В двухэтажном особняке из аутентичного – только несколько картин и кое-что из мебели. Чеховы арендовали это здание с 1869 по 1874 год. Цель – торговые интересы отца. Внизу помещалась лавка. Над входом в нее и сегодня красуется вывеска «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары». Слово «сахар» – с твердым знаком. Тут же действовал и погребок с «сантуринскими» винами (с греческого острова Санторин) и водкой.
Семья Чеховых проживала в помещениях второго этажа. Здесь прошли пять лет жизни писателя. Некоторые рассказы («Певчие», «Архиерей») – отголоски воспоминаний о том времени. «Лавка Чеховых» действует с 1977-го, а «Домик Чехова» – с 1933-го. Входные билеты достаточно дешевые.
На Октябрьской, 9 – литературный музей А.П. Чехова, он – в здании бывшей мужской классической гимназии. Автор здания, построенного в 1843-м, – итальянский архитектор Боффо. Память о себе он оставил и в Одессе. Чехов посещал гимназию 11 лет – с 1968-го по 1879-й. «Учитель словесности» и некоторые другие рассказы классика – дань памяти собственному ученичеству. Предпоследняя буква в слове «Гимназия» над вторым этажом по центру – «i».
Роковая поездка
Все ли знают, что в Таганроге на улице Греческой стоит дом, в котором размещалась временная резиденция для наведывавшихся сюда высокопоставленных чиновников из окружения русского государя? Сам Александр I дважды останавливался в этом одноэтажном каменном здании, в нем он и умер. Особняк посещали российские императоры Александр II и Александр III, а также поэты А.С. Пушкин и В.А. Жуковский, художник И.К. Айвазовский, нарком просвещения А.В. Луначарский и многие другие. Говорят, что сегодня в здании, построенном в 1811-м в стиле русского классицизма, – детский санаторий. На смерть Александра I его великий тёзка Пушкин сочинил эпитафию: «Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге». Было царю 47, когда он подцепил роковое воспаление мозга.
Свято-Никольский храм, видимо, самый старый в городе. Табличка на церкви свидетельствует о том, что она построена на месте расположения палатки Петра I. Поводом для возведения стала победа российского флота над турецким в войне 1768-1774 годов. В вербное воскресенье, 13 апреля, храм был битком набит прихожанами. В руках они держали веточки с пушистыми почками. Шла служба…
Улица Петровская стыкуется с городским парком им. Горького. Самое примечательное место в нём – шахматный павильон, открытый пару лет назад в память о международном арбитре В.Я. Дворковиче. Люди внутри увлеченно предавались игре на досках в 64 клетки.
Свое лицо, своя аура
На улице Фрунзе, 10 в 2008-м установили памятник одной из самых блистательных русских актрис, автору бесподобных афоризмов и высказываний – Ф.Г. Раневской. Памятник-то стоит, а вот двухэтажный дом рядом, в котором она родилась и провела детство и юность, так и не сделали музеем. Хотя собирались. Фаина Георгиевна по этому поводу наверняка только бы пошутила в очередной раз. Например, так: «Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!»
В Таганроге есть собственная Красная площадь. На ней – торговые ряды, архитектурный памятник первой половины XIX века. Тут располагались лавки городских купцов. Среди них – и та, что арендовал отец Антона Павловича. Памятник писателю установили в 1960-м – к 100-летию со дня рождения. А к 150-летию к монументу возлагал цветы тогдашний президент Д. Медведев. Местные рассказывают, что он посетил одно из питейных заведений в торговых рядах. Здесь же, кстати, – и очень примечательный магазин под вывеской «1000 и одна бутылка». В нем – дары Вакха на любой вкус и кошелёк – от крымского «Бастардо» до французского «Божоле» и от ирландского виски до кубинского рома. Подобного в России видеть не доводилось.
Сюда нас привел лоцман таганрогского порта по имени Алексей, добровольно принявший на себя обязанности экскурсовода. Лоцман – и на суше незаменим! Он, в частности, рассказал: максимальная глубина бухты – 4,7 метра. Самое большое судно, когда-либо заходившее в порт, имело водоизмещение 11 тыс. тонн. Гавань принимает суда, курсирующие по Азовскому, Черному и Средиземному морям. Так же было и две-три сотни лет назад. Иллюстрация – красивые особняки города на Петровской, Греческой, Александровской, Фрунзе и т.д. Строили их в основном выходцы из средиземноморских стран – Греции Италии, Турции.
В общем, в городе есть и своё лицо, и своя аура. Это, очевидно, и привлекало сюда многих известных людей. Тут бывали композитор П. Чайковский, художник А. Куинджи, работали артист цирка А. Дуров (есть музей), будущий писатель К. Паустовский… Ряд этот можно было бы продолжить. Здесь служили многие адмиралы – Ф. Головин, А. Синявин, К. Крюйс (улица названа его именем), Ф. Ушаков. Пускай Таганрог не может похвастаться таким обилием мемориальных табличек и памятников великим людям, как, скажем, Одесса. Но ведь и масштабы разные.
Как бы там ни было – город у Азовского моря, бесспорно, стоит того, чтобы его увидеть. Хотя бы – раз в жизни. А увидев опять, захотеть побывать там снова – когда не будет дождя два дня подряд и когда живописные улицы покроются зеленью деревьев и кустарников. До новой встречи, мыс Таганий Рог!
Е. Николаев.