Главный инженер предприятия А.С. Бакуменко – на нем уже 36 лет. Отлично помнит, как завод пускали в эксплуатацию, как шли наладочные работы, как в сентябре 1979-го с конвейера сошла самая первая продукция.
Александр Степанович напомнил, что завод возводился на долевых началах, средства выделяли хозяйства нашего и Крыловского районов.
Расцвет комбикормового пришелся на советские времена. В 1979-м завод вышел на проектную мощность – 315 тонн продукции в сутки.
В 1984-1985 гг. провели реконструкцию – установили более совершенное и производительное оборудование. Мощность возросла до 600 тонн продукции в сутки.
Выпускались тогда, однако, простые комбикорма – для КРС, свиней и очень мало для птиц. Делали так же стартовые корма для поросят. До конца 90-х – начала 2000-х сложные корма были относительной редкостью.
В конце 80-х деловые партнеры у завода появились и в других регионах страны. Однако скоро наступили неблагоприятные времена – в 90-х поголовье скота в хозяйствах, как известно, пускали под нож.
Если изначально предприятие работало в три смены, то в 90-х – в две, а в «нулевых» осталась только одна. В две – только тогда, когда возникала производственная необходимость.
– В начале 2000-х нашу продукцию использовало несколько хозяйств Павловского и Крыловского районов, – вспоминает Александр Степанович. – В основном мы тогда вырабатывали корма для свиней, гораздо меньше – для крупного рогатого скота и птиц.
Коллектив в лучшие годы насчитывал до 250 человек.
– А сегодня сколько?
– Чуть больше 70. Работаем в одну смену.
– А если сопоставить объемы производства в 70-е, 80-е годы и в настоящее время?
– Тогда в месяц получали до 10-11 тысяч тонн комбикормов, сегодня соответственно – не более 2-3 тысяч.
– Кто ваши теперешние заказчики?
– Для свиней корма берёт «Кубанский бекон», для птиц – «Барсук». Остальная продукция уходит за пределы района. Для КРС производим очень мало. Не так давно выпустили несколько тонн для кроликов. Все зависит от потребностей.
– Что как главный инженер и старожил завода можете сказать о его оборудовании?
– Оно – в рабочем состоянии. Конечно, периодически приводим его в порядок. Стараемся в первую очередь ремонтировать то, что может поломаться в самый неподходящий момент.
– У вас на производстве есть такое понятие, как сезонность?
– Пожалуй, нет. И зимой, и летом наши мощности загружены примерно одинаково. По крайне мере так было в прошлом и позапрошлом годах.
Последние 5 лет на предприятии – стабильная пятидневка. В середине 2000-х, для сравнения, работали только три раза в неделю.
– Где еще на Кубани действуют комбикормовые заводы?
– В Выселках, например. Но там предприятие мощное, реконструированное. В месяц производят до 15 тысяч тонн продукции. Есть еще заводы в Тимашевском и Брюховецком районах.
– Но ведь в некоторых хозяйствах есть свои собственные мини-заводики…
– На них можно вырабатывать только простые комбикорма, много ручного труда, порой все делается на глазок.
– Кто у вас контролирует качество продукции?
– В первую очередь – техническая лаборатория и зав. производством. Претензий по качеству у нас никогда не было.
– Когда-то ваши ёмкости использовались для хранения зерна…
– Сейчас такое уже не практикуется.
– Что можете сказать об оплате труда?
– Зарплата небольшая, но получают ее люди вовремя. Все загружены, вынужденных отпусков нет.
После кабинетной беседы А.С. Бакуменко провел корреспондента газеты в лабораторию, где и был сделан этот снимок.