Громкие имена

БулавинаВознесенский собор в Новочеркасске

БулавинаВознесенский собор в Новочеркасске

Старочеркасская – овеянный казачьей славой населенный пункт в Ростовской области. Старейший и интереснейший на юге России. Поэтому и привлекает к себе немало туристов. Бурная история, связанная с очень громкими именами, – главный «притягательный» козырь станицы. Она ухожена, компактна, проживают в ней менее 3 тыс. человек.

Будучи столетиями столицей донского казачества, называлась раньше Черкасским городком, или Черкасском. Первое упоминание в исторических анналах восходит аж к 1570 году!

В Черкасске – от Павловской каких-то полторы сотни километров – родился Степан Разин, там же он поднял народ на восстание. В девятиглавом Воскресенском войсковом соборе – некогда главной святыне донских казаков – хранится двухпудовая цепь, в которую в конце концов заковали легендарного крестьянского смутьяна. В двух шагах от церкви Петра и Павла предательски убили не менее известного предводителя обездоленного люда – Кондратия Булавина. В ней же крестили рожденного в Старочеркасской главного донского казака М.И. Платова.

Даже Емельяна Пугачева несколько раз заносило в станицу. Да разве только его!

В упомянутом Воскресенском войсковом соборе с его богатейшим и очень ярким 6-ярусным иконостасом некогда молились великие князья Михаил Павлович (1817) и Николай Александрович (1863), здесь же «умиленныя молитвы приносилъ великий государь Александр Павлович I (1825)».

Четырежды Черкасск посетил Петр I. В 1696-м тут какое-то время пребывали генералиссимусы и генералы-фельдмаршалы – такие, как А.Д. Меньшиков, М.М. Голицын и Б.П. Шереметьев. Здесь, если верить кое-каким документам, прозвучал первый в истории России военный салют – в честь взятия Азова (все в том же 1696-м).

В 1820-м сюда заезжал А.С. Пушкин с семьей генерала Раевского. Гораздо раньше, в 1783-м, Черкасск посетил великий полководец А.В. Суворов…

От всех этих имен действительно веет столетиями русской истории и культуры. Но ведь очень многие просто не ведают о существовании столь удивительной станицы!

Она, окруженная степями с их буйным разнотравьем, лежит на р. Дон, по которому мимо Старочеркасской непрестанно проходят довольно вместительные для речного флота танкеры. Периодически можно видеть туристические теплоходики. На противоположный берег можно переправиться на небольшом паромчике. Местные говорят, что глубина реки здесь достигает 8-9 метров.

Собор и монастырь

Туристы первым делом нап-равляются к самой главной достопримечательности – упомянутому Воскресенскому собору, заложенному в 1706-м и открытому в 1719-м. При соборе – 48-метровая колокольня. Тут же – майдан, небольшая площадь, на которой в старину, в XVII-XVIII веках, собирался войсковой круг – высший орган казачьего самоуправления. Место украшают весьма стильный памятник Матвею Платову – в генеральских эполетах и при орденах – и трофеи Азовского осадного сидения (1637-1641) – две литые турецкие пушки, чугунные створки крепостных ворот и коромысло городских торговых весов.

В сотне метров от майдана – Донской Старочеркасский мужской монастырь. Появился сравнительно недавно, в 1994-м (на территории бывшего Ефремовского женского монастыря). Его колокольный звон без десяти восемь июньского утра мелодично и раскатисто разнесся по всей округе. Еще сильнее повеяло стариной и православием. Через какое-то время по территории (она же – подворье), на которой стоит большой дом атамана Д. Ефремова, стали сновать монахи, облаченные в черные одеяния, и цивильного вида послушники. Тут же, возле церкви Донской иконы Божией Матери, – крошечное кладбище. Под одной из надгробных плит – останки вдовы полковника Д. Ефремова. Это на ее пожертвования открылась в 1837-м религиозная община монахинь. Просуществовала она до 1927-го.

Есть в Старочеркасской и Преображенская церковь. Отсюда казачьи отряды уходили в походы против недругов земли русской. Под сводами церкви свое последнее пристанище нашли знаменитые атаманы, участники войны 1812 года, семейство М.Платова. Церковь еще называют Ратной и донским пантеоном. Но внутрь, увы, не войдешь: ремонт.

Ничего подобного на Кубани не увидишь. При столь незначительном расстоянии от нее даже люди показались другими – в них меньше суетливости и больше радушия. Возможно, сказывается отпечаток знакового места. От него до Новочеркасска – около 40 километров. Как не съездить, зная, что именно этот город в 1805 стал новой столицей донского казачества?! Основателем его считают всё того же атамана М. Платова. Одной из причин переноса называют частое весеннее затопление Черкасска водой Дона.

Новочеркасск

В 1993-м город провозгласили всемирной столицей казачества, однако печать провинциальности – первое, что бросается в глаза при въезде. Улицы и дома в основном – одноэтажные, как в обычных станицах.

Центральное место в Новочеркасске – Собор Вознесения Господня. Он – на площади Ермака (она же – Соборная). Фигура землепроходца и покорителя Сибири – на одной из четырех сторон территории, покрытой камнем какой-то нетвердой породы. Он разрушен временем, а из земли пробивается зелень. Все это придает площади несколько унылый и запущенный вид. Зато купала слепят, как и прежде, своим блеском. С начала XIX века они покрыты червонным золотом. Главный крест инкрустирован горным хрусталём.

Внутри собор (по величине лишь седьмой в России) сильно уступает своему старочеркасскому предшественнику – несколько обшарпанные массивные колонны давно вопиют о реставрации. Тут же – усыпальницы М. Платова и других атаманов.

Наиболее известные достопримечательности самого центра города – Музей донского казачества и находящийся по соседству театр им. Комиссаржевской. В музее, памятнике архитектуры XIX в., – богатая коллекция холодного и огнестрельного оружия XVIII-XIX веков и казачьи реликвии. Что до дворца Мельпомены, то он, построенный в торжественном классическом стиле, смотрится весьма презентабельно в окружении елей.

В городе – на двух его сторонах – две Триумфальные арки. Возвели их в 1817-м, готовясь к визиту императора Александра I. Не знали, с какой именно стороны он торжественно въедет в Новочеркасск, поэтому, перестраховавшись, поставили сразу пару «каменных ворот».

Признаться, вовсе не «преданья старины глубокой» давно манили в город, а трагические события новейшей его истории. Хотя и прошло с тех пор полсотни с лишним лет. Читатель, конечно же, догадался, что речь идет о 1962 годе.

Расстрел

Тогда, в начале 60-х, горком партии размещался в так называемом Атаманском дворце (в нем войсковые наказные атаманы принимали российских императоров). Поэтому и площадь называется Дворцовой. В элегантном на вид здании, возведенном в 1863-м, – отдел музея истории донского казачества. Одна комната в нем отведена «новочеркасскому расстрелу». Экскурсоводом в ней работает маленького роста женщина В.Е. Водяницкая. Родилась в 1937-м. Она не только рассказчица о тех мрачных событиях, но и их непосредственная участница. Валентине Евгеньевне в 1962-м было 24 года, работала крановщицей на электровозостроительном. Повышение цен на продукты питания, совпавшие с 35-процентным снижением расценок на готовую продукцию, т.е. увеличением норм выработки, привело отчаявшихся заводчан и других жителей Новочеркасска на площадь перед горкомом КПСС.

Дальше – автоматные очереди по толпе. 26 погибших и около 90 раненых. Было это 2 июня.

Когда уже кровь посмывали с помощью брандспойтов, вечером, я, как и другие, пришла на площадь, чтобы посмотреть, – вспоминает Валентина Евгеньевна. – Во время самого расстрела меня там не было. Однако, как и остальные, попала под раздачу. Меня признали «примкнувшей к хулиганствующим и уголовным элементам», вменив заодно в вину и призыв к убийству А. Микояна. Он тогда приезжал в восставший город с другими партийными функционерами, чтобы навести порядок и расправиться с забастовщиками. Когда пыталась доказать свою непричастность, судьи откровенно ржали мне в лицо. Дали 10 лет лагерей…

После смерти Н. Хрущёва сроки всем осужденным скостили в два раза. Она отсидела ни за что 5 лет. Вернувшись домой, много позже участвовала в поиске могил убитых 2 июня, тайно захороненных по приказу тогдашних властей на заброшенных кладбищах Ростовской области.

Всего осуждены тогда были 112 человек, из них семеро – к расстрелу. Б. Ельцин своим указом всех реабилитировал.

В феврале 2008-го В. Путин возлагал цветы к памятнику жертвам массового расстрела. Мемориальный камень установлен в сквере, перед самым Атаманским дворцом.

Что касается В.Е. Водяницкой, то она давно могла бы спокойно отдыхать, но горькая память о тех июньских событиях заставляет её снова и снова приходить в музей трагедии 1962 года и напоминать людям о времени, когда «единство партии и народа» попытались утвердить автоматными очередями…

Реконструкция

В тот же день вернулись в умиротворяющую Старочеркасскую, чтобы на следующее утро поприсутствовать на реконструкции одного из сражений русско-турецкой войны, активными участниками которой, как известно, были донские казаки.

Боестолкновение воспроизводилось на большом поле в двух шагах от местной гостиницы с ностальгическим названием «Старый город». Несколько дюжин мужиков облачились в весьма экзотические одеяния – рубахи, кафтаны, шаровары, кушаки, камзолы, папахи и фески. В руках они держали сабли, шашки, шпаги, пистолеты и кремневые ружья – в зависимости от принадлежности: против казаков выступали турки вместе с французскими наёмниками. Выйдя на поле друг против друга на расстояние около двухсот метров, стали обмениваться пушечными и ружейными выстрелами. Громко и дымно! Через четверть часа сош-лись врукопашную. Победили – знамо дело! – казаки.

Со стороны всё это театрально-батальное действо выглядело довольно комично, так как «смертные враги» накануне вечером сообща основательно расслабились под доброе искристое цимлянское и в день сражения не без труда волочили ноги. Это обстоятельство не могло не позабавить собравшуюся поглазеть публику. Да и как было не расхохотаться, когда «турки» – не «казаки»! – перед тем, как выпалить из ружей, гогоча с похмелья, вдохновенно восклицали: «Да здравствует православная вера!» «За царя и Отечество!» и т д.

В любом случае – было довольно любопытно понаблюдать за происходящим. В реконструкции, если и присутствовало какое-то сражение, то лавровый венок – у «неординарного досуга», победившего «скуку и серость будней».

Словом, Старочеркасская – место, которое совершенно определенно не разочаровало. Невольно думаешь: и отчего летом все как по команде прут на побережье привычно подставлять солнцу голые животы, когда под боком – такие необыкновенные уголки истории, которую периодически пытаются оживить? Впрочем, 150 км – не то расстояние, которое способно удержать любопытных и любознательных.

Адрес назван. Открывайте для себя историю сами!

Е. Николаев.