Фермерское предприятие СПК «Упорный» существует уже 18 лет и за это время множество раз доказало свою эффективность. Но почему же тогда кооперативные хозяйства так непопулярны? По данным АККОР, на весь Краснодарский край насчитывается всего несколько коопхозов. Как трудиться и получать прибыль сообща в эпоху тотальной частной собственности, помог разобраться бессменный руководитель СПК «Упорный» В.Н. Гуляй.
– Владимир Николаевич, как всё начиналось?
– Коопхоз организовали в далёком 1996 году. В то непростое время нам было сделано предложение о сотрудничестве от компании-инвестора «Тюменьтрансгаз». Как жить дальше, решали на общем собрании методом голосования. Так появилось совместное предприятие «Юбилейное». Но не все захотели в него вступить.
Часть владельцев земельных паёв решила попробовать счастья в совместном ведении хозяйства, объединила свои наделы и обосновалась на заброшенной ферме. Чтобы закрепить за собой эту пустующую несколько лет территорию, пришлось отправлять целую делегацию в Краснодар, в Законодательное Собрание края. Затем организовали 24 фермерских хозяйства и объединили их в кооператив. Тогда же выбрали председателя.
Все решения – голосованием
– Как планируете сельхозработы, тоже все вместе?
– Да, на общем собрании решаем абсолютно все вопросы – какие культуры будем сеять и на каких площадях, как ухаживать за посевами, когда реализовывать урожай, а самое главное – как распорядиться полученной прибылью.
– Всем известно, что деньги – основная причина раздоров в любом коллективе. Вам удаётся избегать подобных конфликтов?
– Поначалу меня тревожили возможные разногласия по поводу распределения доходов, но, к счастью, эти опасения не подтвердились. Коллектив подобрался на редкость сознательный и дружный, а также понимающий необходимость вкладывать средства в развитие хозяйства.
– В качестве примера приведу одно из последних приобретений – гусеничный трактор. Сначала хотели брать «Джон Дир» стоимостью более 8 миллионов рублей. Сумма немаленькая, собрались, обсудили как следует. В итоге пришли к выводу, что нужно покупать «Челленджер» за 12 миллионов – он хоть и дороже, зато мощнее и производительнее. Никто не возражал, а время показало, что выбор сделали верный. Осталось приобрести к нему кое-что из навесного оборудования и будет полный комплект на все случаи жизни.
Техническое оснащение
– Не каждое сельхозпредприятие готово вкладывать деньги в дорогую импортную технику. Считаете – это выгодные вложения?
–У нас есть автопогрузчик стоимостью 3,5 миллиона рублей. Недёшево, конечно, зато производительность – любо-дорого посмотреть! Сегодня с утра до трёх часов дня погрузил уже 500 тонн пшеницы, а работает на нём всего один человек. Считаю, такие вложения вполне оправданными.
Естественно, поначалу из-за недостатка средств приобретали то, что попроще да подешевле. В последние годы уже можем позволить себе выбирать. На данный момент коопхоз «Упорный» настолько хорошо оснащён технически, что мы могли бы запросто обрабатывать дополнительно к нашим 1400 гектарам сельхозугодий ещё 1000. Однако сейчас свободной земли практически не осталось.
– Сколько у вас единиц техники?
– Четыре зерноуборочных комбайна – два «Дона» и два марки «Полесье» из Белоруссии. Кстати, белорусские комбайны приятно удивили – один работает без поломок три года, а второй – уже пять лет. При этом они мощнее и производительнее, чем отечественные «Доны». Из грузовиков – четыре новых КамАЗа с прицепами. Есть ещё четыре автомобиля поменьше – ЗИЛы и ГАЗы. Остальная техника – трактора, колёсные и гусеничные, отечественные и импортные, всего 15 единиц.
Овощи невыгодны
– Какие культуры выращи-ваете?
– В основном зерновые – пшеница, ячмень, кукуруза. Серьёзно занимаемся сахарной свеклой, у нас специально для неё закуплены импортные комбайн и сеялка. Однако с этой культурой никогда не знаешь наперёд, сколько заработаешь, очень уж много различных факторов, влияющих на прибыль. Большую роль играет даже скорость приёмки готовой продукции сахарными заводами – свекла долго не хранится, поэтому зачастую для быстроты приходится сдавать её сразу в несколько районов, а это означает дополнительные транспортные издержки. Хотя прошлый год был удачным – почти весь урожай сдали на Павловский и чуть-чуть на Ленинградский заводы.
Ещё пытались заниматься овощами, но постепенно были вынуждены отказаться от такого рода деятельности – очень уж большие проблемы с реализацией. Можно было бы работать по предварительному заказу, например, нужны кому-то 100 тонн арбузов или томатов – вырастил и отдал. Но таких предложений пока не поступало.
Весной цены выше
– Реализация продукции – краеугольный камень любого сельхозпроизводителя. Бывает, что даже хороший урожай не гарантирует высокой прибыли из-за низкой цены на рынке. Как вы решаете подобные проблемы?
– В свое время мы вложили немалые средства в постройку хранилищ для сельхозпродукции, которые полностью соответствуют нашим нуждам. Благодаря этому уже не торопимся с продажей, если не устраивает цена – урожай не пропадёт. Кредит на нужды коопхоза брали всего один раз, он давно погашен, так что больших ежемесячных выплат по долговым обязательствам у нас нет. Поэтому спокойно можем подождать с реализацией до весны, когда цены на многие виды продукции вырастают на треть. Таким образом получаем дополнительную прибыль, пусть и не сразу.
Господдержка незначительная
– Что скажете по поводу государственной поддержки фермерских хозяйств?
– Рассчитываем в основном на себя, поскольку считаем дотации от государства недостаточными и особо ни на что не влияющими. Вот недавно получили 146 тысяч рублей в качестве погектарных выплат. И что с ними делать? Даже на зарплату работникам не хватит. Хотя спасибо и за это, в прошлом году половина фермеров вообще ничего не получила. А ведь если бы платили хотя бы обещанные 1000 рублей за гектар – помощь уже можно было бы почувствовать. Вот и выходит – на государство надейся, а сам не плошай. Фермеры, у которых мало гектаров, зачастую даже не подают заявку на получение субсидии, чтобы не возиться со сбором документов. Хотя в этом вопросе очень хорошо помогает Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств – АККОР.
В коопхозе все равны
– Скажите, бывают споры между пайщиками кооператива по поводу очерёдности обработки земельных участков?
– Никаких споров, в нашем хозяйстве нет деления по принципу «твоё-моё», все площади получают своевременный и качественный уход. Скажу больше, сейчас вряд ли кто-то сразу сможет показать, где находятся границы его участка. Естественно, все данные указаны в документации на землю, просто нет необходимости помнить об этом постоянно. Гораздо важнее общие границы коопхоза.
– Бывают ситуации, когда кто-то считает, что он работал больше, чем другие, и поэтому достоин большего вознаграждения?
– Усилия каждого члена кооператива измеряются в часах работы, поэтому схема оплаты предельно простая, как потрудился – столько и получишь. Как говорится – от каждого по способностям. Всё делаем вместе – от работы никто не бегает. У нас здесь практически любой может выполнять множество функций. Например, инженер запросто садится за руль КамАЗа и на время становится водителем, если возникает такая необходимость.
Мы договорились об этом изначально – каждый должен быть готов выполнять любую работу. Все фермеры кооператива в своё время посещали занятия в учебно-курсовом комбинате, получили удостоверения механизаторов. Приобретённые навыки закрепили на практике прямо в полях, под руководством более опытных товарищей. Зато теперь в кадрах недостатка нет, и никто не работает на износ – всегда есть подмена. Людей со стороны вообще не нанимаем – лучше заплатим своим. У нас есть человек, которому пошёл 76-й год, и, ничего, продолжает трудиться. Здоровье, говорит, позволяет – почему бы не работать.
Высокая зарплата круглый год
– Сколько зарабатывают люди в вашем хозяйстве?
– Зарплата в коопхозе «Упорный» как минимум в два раза выше, чем средняя по району среди сельскохозяйственных предприятий, причём независимо от сезона. Мы не сразу пришли к этому, поначалу было много расходов на приобретение необходимой техники, возведение хозяйственных построек. Сейчас у нас есть почти всё необходимое, поэтому высвободившиеся средства мы можем перенаправить на выплаты нашим сотрудникам.
В холодное время года практически не работаем. Во время отпуска работники коопхоза получают такую же зарплату, как и в рабочие месяцы. Такой порядок существует у нас уже 18 лет. И с каждым годом средняя сумма месячного дохода растёт.
– Всё вышесказанное относится и к женщинам?
– Женский труд в хозяйстве используется крайне мало, поэтому и зарплата ниже. Чаще всего работницы кооператива помогают нам с овощами и бахчой.
У нас зарабатывают в основном мужчины, зато их жёны могут много времени уделить домашним делам, что тоже немаловажно.
– Оказываете ли вы какую-либо поддержку бюджетным организациям хутора Упорного?
– Каждый год из бюджета коопхоза выделяем средства в качестве спонсорской помощи учреждениям социальной сферы. В прошлом году на эти цели было потрачено примерно 180 тысяч рублей. В основном помогаем школе № 18, детскому саду № 21 и Дому культуры. Средства идут на покупку оборудования и ремонты. В этом году уже выделили 29 тысяч рублей на реконструкцию школьной столовой и 10 тысяч на нужды детсада. Стараемся никому не отказывать, ежегодная сумма спонсорской поддержки составляет около 200 тысяч рублей.
Уходить никто не хочет
– Может участник кооператива получить единовременно крупную сумму на личные нужды, например, на покупку автомобиля?
– Нет, потому что именно такие выплаты могут стать причиной раздоров. Льгот для отдельных лиц у нас не предусмотрено, об этом договорились в самом начале сов-местной деятельности. Даже сельхозпродукцию продаём по единой цене для всех. Зато живём дружно уже много лет.
– В случае выхода на пенсию получает ли участник кооператива дополнительный доход, помимо положенных выплат от государства?
– Конечно, коопхоз выплачивает деньги за аренду земельного участка и дивиденды за пользование имуществом этого человека. У нас своя система расчётов, каждый случай рассматривается индивидуально, но, могу сказать, наши пенсионеры не бедствуют.
– За время существования коопхоза не пытался кто-нибудь уйти «на свои хлеба»?
– Ни одного подобного случая за весь период совместной деятельности. Хотя никто никого не держит, хочешь уйти – пожалуйста. Просто каждый осознаёт, что одному будет тяжелее.
Вместе – выгоднее
– Подводя итог нашей беседе, скажите, выгодны ли сейчас кооперативные хозяйства?
– По моему мнению, всем фермерам, имеющим земельный участок менее 50-ти гектаров, просто необходимо объединиться в кооперативы. Тогда сразу появятся дополнительные возможности, например, можно будет сообща приобрести необходимую технику, которой у многих владельцев КФХ до сих пор не хватает. Будет легче во всём, начиная от обработки земли и заканчивая реализацией сельхозпродукции. Готов поделиться знаниями и опытом, приобретёнными за два десятилетия руководства коопхозом.
Но, чтобы создать по-настоящему эффективное кооперативное хозяйство, фермерам надо не спорить из-за ещё не полученной прибыли, а объединяться и работать как следует. Тогда через время будет что делить.
Ю. Бойцов.