Пути Господни неисповедимы – вот уж действительно! Кто бы мог предположить, что в бесшабашные годы студенчества произошла одна из самых удивительных и значимых встреч в моей профессиональной жизни.
На наш факультет в Московском государственном институте культуры был бешеный конкурс. Охотнее принимали юношей. Многие из них поступали на третий-четвёртый раз. А я, девочка из провинции, прошла сразу. Что это – счастливый случай или судьба? К списку поступивших подходила раз пять. Не верилось.
…Мастер зашёл в театральную аудиторию на втором курсе. Мы поняли: прежний озорной педагог по актёрскому мастерству нас покинул окончательно и бесповоротно. Погоревали. Нам представили заслуженного деятеля искусств РСФСР, главного режиссера Костромского драматического театра, Волгоградского областного академического драмтеатра, театра им. Станиславского, профессора Петра Ивановича Слюсарева.
Сколько таилось за этими словами труда, знаний и таланта в тот момент мы не понимали. Стоял седовласый, красивый мужчина интеллигентной внешности. Тогда ему было 52.
Он не давил авторитетом. Не делал суровое лицо и не повышал голос. Никогда не самоутверждался на бестолковости и неопытности среднестатистического студента. Он с нами жил удивительной жизнью творчества. И был бесконечно молодым. Мудрым, без снисхождения позволяющим нам не притворяться.
Он не призывал к преданности делу, он сам был предан. Не разглагольствовал о творчестве, он творил. От него у нас, его студентов, нетерпимость к небрежности. От него – создание образа, эмоциональной атмосферы, ситуации сопереживания зрителей сценическим действиям превыше лоска, пафоса, актёрских штампов и дешёвого юмора. Его амплуа – искренность, чистота, профессионализм. Не говорю, что у нас это всегда получалось или получается, но именно так учил Мастер.
Потом мне опять повезло. Дважды работала в эпизодах под руководством Слюсарева на генеральных показах перед кафедрой: в роли Марселы из комедии Лопе де Вега «Собака на сене» и Джульетты из трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира. В это время Павловская в жизни Петра Ивановича уже состоялась, а я ещё не знала, что на географической карте страны есть такая станица.
Прошло больше десяти лет. Круговорот забот, проблем и ответственности на момент моего директорства во Дворце культуры Павловской не располагал к возможности долго осматриваться. О том, что Пётр Иванович Слюсарев был основателем и режиссёром Павловского народного театра, узнала из газеты «Единство». Из некролога… Случайно увидела фотографию. Вот так финал…
Тут бы и поставить точку. Но судьба подарила другую встречу. Давний друг нашего музея – павловчанка Ирина Владимировна Агаева. Народный мастер России, в свое время заведующая методотделом Тульского областного музея, лауреат международных и российских фестивалей и конкурсов декоративно-прикладного искусства оказалась племянницей Петра Ивановича Слюсарева!
Её увлечённость, талант, опыт – большой подарок нашему музею. Она стала автором нового выставочного зала «Традиционная народная кукла», в котором две экспозиции – «Кубанская свадьба» и «Традиционная кукла народного календаря». Ирина Владимировна, как и дядя, тоже мастер. Её идеи, подход к делу вдохновляют. Она очень бережно, с почтением и любовью хранит память о своем крестном. Мы подготовили вместе выставку к 80-летию со дня его рождения. Так что, милости просим к нам в гости!
И. Суханова,
директор историко-краеведческого музея, ученица П.И. Слюсарева.