Бригадир Ю.С. ПИЮКОВ (слева) и А.И. НЕХАЕВНезадолго до профессионального праздника автор этих слов встретился с индивидуальным предпринимателем А.И. Нехаевым и предложил ему поговорить о делах, связанных с рыбоводством и рыболовством. Беседа проходила у водоема Алексея Ивановича возле хутора Пушкина.
– Рыбой занимаюсь с 2002 года, – говорит собеседник. – Начинали вместе с А.П. Дьяченко. Решили на месте сухой балки Очеретоватой сделать пруд. Задача оказалась непростой, потому что необходимо было выполнить большой объем земляных работ. Если ручей имел ширину 1 метр, то массив камышей – около 150 метров. В общей сложности ушло около трёх лет на расчистку и выемку грунта. Теперь глубина пруда достигает 2-4 метров, а протяженность его – 5 километров.
– То есть у вас полностью искусственный водоем?
– Совершенно верно. Я арендую данную акваторию. В прошлом году продлил 10-летнюю аренду еще на такой же период. На более длительный срок пока не позволяет закон.
– В прошлом году в «Единстве» публиковалась статья о том, что со стороны бывших работников краевой администрации предпринимались попытки присвоить ваш водоем.
– Было дело. Не без помощи газеты эта затея осталась нереализованной. Больше ничего подобного не наблюдалось.
– Тогда – о хозяйственных делах. Много раз зарыбляли пруд?
– За истекшие годы – трижды. Последний раз – в 2014-м. Удалось самостоятельно вырастить 2 тонны сеголетки амура, толстолобика и карпа. Все это запущено в водоем. Не так давно приобрел личинку этих же пород в Ростовской области, чтобы в будущем году снова пополнить пруд.
– Говорят, он у вас не один.
– Все верно. Если этот занимает 40 гектаров, то другой, он протянулся от бывшего пионерлагеря «Волна» до хут. Первомайского, имеет площадь в 120 гектаров. Зарыблял его в 2013-м и частично – в 2014-м. Этот водоем – не без проблем. В нем – много куширя. Чтобы справиться с ним, надо запустить не менее 10 тонн сеголетки амура и около 5 тонн – толстолобика. Сазан там уже есть.
– Непросто, подозреваю, охранять все эти водные пространства от браконьеров.
– В апреле собирал своеобразный сход жителей хут. Пушкина и с. Краснопартизанского. Пришли около ста человек. Главным образом – рыбаки. Объяснил им, что они могут, а что – нет. Предлагал желающим войти со мной в долю на 120 гектарах, но таковых пока не наблюдается. Никто не хочет раскошеливаться на малька и все остальное.
– Могут эти люди ловить рыбу на вашем водоеме?
– Да, но с одним условием – если получат от меня разрешение. Я ведь хоть и арендатор, но все равно – собственник. К сожалению, любители побраконьерничать периодически дают о себе знать, но все эти попытки пресекаются. Хочу объяснить таким: если я напишу в полицию соответствующее заявление, то это – уголовное дело. Ведь речь идет о посягательствах на частную собственность. Лучше не искушать судьбу. Охрана водоемов будет серьезной.
– Людей достаточно для решения всевозможных хозяйственных вопросов?
– Не совсем. На второй водоем нужны как минимум четыре работника. Но главная беда в том, что нигде не могу найти специалиста по рыбоводству, то есть человека, который бы хорошо разбирался во всех этих вещах. Главное – как грамотно выращивать сеголетку и запускать её в пруды.
– Насколько это накладно – заниматься выращиванием рыбы?
– Дело очень хлопотное и затратное. К примеру, стоимость одной тонны малька достигает 100 тысяч рублей.
– Но ведь рыбу надо еще и подкармливать.
– Конечно. Использую комбикорма, кое-какие отходы беру с «Техады». Пользуясь случаем, хочу за это поблагодарить руководителя предприятия И.С. Дакаева. С ним я сошелся на ниве любви к футболу.
– Где реализуете рыбу?
– Зимой и весной продавали на рынке в Павловской, немного – в Старолеушковской. С начала сентября текущего года буду регулярно вывозить выловленное на центральный рынок райцентра.
– На переработку на заводы не поставляете?
– Пока – нет. Не позволяют скромные объемы. Позже, если все будет нормально, начнем сотрудничать с переработчиками. Я говорю о втором водоёме. Сами коптить рыбу тут, на месте, собираемся уже с нынешней осени.
– На кого опираетесь в повседневной рыбоводческой деятельности?
– На Юрия Степановича Пиюкова, он, можно сказать, главный мой помощник. На водоеме – с самых первых дней, то есть уже 12 лет.
– Что потребители говорят о вашей рыбе, какая она?
– Хвалят. На вкус – хорошая. Связано это, видимо, с тем, что пруд подпитывается из подземных родников, то есть вода – почти проточная.
В целях профилактики болезней и увеличения содержания кислорода в воде проводим известкование берегов. Вдоль пруда с самого начала вырыли обводные каналы, чтобы химикаты и прочие гадости с полей не попадали в воду.
Особенность водоема возле хутора Пушкина заключается в том, что на нем из-за коряг на дне невозможно использовать невод. Поэтому выставляются сети.
…После этого разговора Алексей Иванович показал территорию. На ней – вагончик для проживания сторожей, есть другие подсобные помещения. Тут же хранится и техника, с помощью которой поддерживается рыбное хозяйство, – трактора, экскаватор, машины.
А.И. Нехаев в конце встречи попросил поздравить с профессиональным праздником всех его коллег по «рыбному цеху».
В общем – ни хвоста, ни чешуи!
А. Ушаков.