Таким был старший мичман В. Гмырко

Таким был старший мичман В. Гмырко

Последние 14 лет В.В. Гмырко живет в пос. Октябрьском, а родом он – из Черниговской области Украины. В 1958-м закончил в Луганской области горно-промышленный техникум. В 19-летнем возрасте уехал в Калининград к отцу, который там воевал, а в мирное время стал возглавлять элеватор. Туда и устроился Владимир, чтобы грузить зерно на пароходы, отправлявшиеся в Германию.

В 1959-м пришла повестка из военкомата – его призвали на военную службу, точнее – в ВМФ. Тогда он еще не знал, что Балтике отдаст более двадцати шести лет своей жизни.

Переодели в морскую форму в Таллине и направили в г. Мамоново в учебный отряд, – вспоминает Владимир Владимирович, – проучился один год. Присвоили квалификацию торпедиста. Потом по распределению попал в город Лиепая Латвийской ССР.

Там, в Латвии, базировалась бригада торпедных катеров. Эти маневренные небольшие суда были вооружены исключительно «самодвижущимися и само-управляемыми подводными взрывными снарядами». Выпущенные из специальных аппаратов, они, по словам ветерана флота, имели дальность действия до 17 километров. Двигались до цели на глубине около десяти метров. Конечно, в конце 50-х – начале 60-х речь могла идти только о поражении учебных целей. Избороздил в те годы всё Балтийское море. Был командиром отделения. Экипаж катера – 15 человек.

Через три года бригаду торпедных катеров расформировали. До окончания четырехлетнего периода его срочной флотской службы оставалось ещё 12 месяцев, поэтому Гмырко перевели на тральщик. С помощью специальных металлических приспособлений расчищали фарватеры от мин, оставшихся с Великой Отечественной войны.

Флотская служба по истечении четырёх лет настолько пришлась по душе Владимиру Владимировичу, что он остался на сверхсрочную. Успел познакомиться и сдружиться со многими людьми. Подписал контракт на следующие пять лет. Подобное повторялось потом еще несколько раз.

Когда мин в море не осталось, тральщики разделили судьбу торпедных катеров. Поэтому Гмырко перешёл с надводных кораблей на подводные. На них его переманил друг. Благо БЧ-3, то есть минно-торпедная боевая часть, есть на всех военных судах.

На дизельной субмарине 613-го проекта стояло 8 торпед. За них он и отвечал. Несколько раз уходил на подлодке на боевые службы в Северное море. Пару суток находились в подводном положении (максимальная глубина – 100 метров), потом поднимались, обнажая боевую рубку для подзарядки аккумуляторных батарей.

Походы длились около месяца. Экипаж – 57 моряков.

Кормили по высшему классу, все было, кроме, может быть, птичьего молока, – шутит Владимир Владимирович. – Давали даже по 150 граммов портвейна, но только – во время боевого похода.

Несложно сделать вывод, что даже крепкое вино в разумных дозах бывает полезно людям. Более того – жизненно необходимо.

Вот что поразительно: за все 26 лет службы на разных кораблях у старшего мичмана не было ни одной нештатной ситуации. А это значит – выучка людей и техника не подвели ни разу.

В 1986-м он в последний раз стоял на палубе своей «дизелюхи».

После службы, живя в Павловской, работал инженером по комплектации в автоколонне № 1488.

Сегодня пенсионер активно поет в хоре СДК пос. Октябрьского. Кроме того, он отлично играет на гармошке. Хозяйство – огород и куры.

В середине 90-х бывшему мичману Балфлота было горько слышать и видеть, как разваливался некогда мощный флот СССР. Сегодня ситуация другая. Надводники и подводники вновь почувствовали, что они по-настоящему нужны стране. Корабли стали часто выходить в море для решения самых разных задач. Все это с удовлетворением подмечает старший мичман. Не было ни разу такого, чтобы в День ВМФ он забыл поднять бокал за тех, кто в море.

Сделает это и 27 июля 2014 года. Возможно, компанию ему составит еще один мичман-отставник из пос. Октябрьского – В.В. Малов. Сегодня он работает на семенном току ФГУП имени Калинина.

Будет мичманам о чем вспомнить!