О творчестве, любви и вере, которая помогает жить и работать – в интервью худрука – генерального директора Краснодарской филармонии
Краснодарская филармония – история, сердце кубанской столицы. В этом году она отмечает свое 75-летие. Величие и творческий размах, уникальное сочетание модерна и традиций – филармония вмещает в себя все культурное многообразие Кубани, России, мира.
Каждый ее коллектив – огонь, душа, мощь. Непохожий ни на кого, выдающийся, талантливый. Потому что артисты филармонии знают – в них верят всей душой. И особенно – художественный руководитель Вероника Ивановна Журавлева-Пономаренко. Сильная женщина, которая поет. Которая не знает других слов, кроме как: «Я научу, помогу, добьюсь, создам, смогу!»
Прожить каждую песню
– Каждый коллектив филармонии – это находка, жемчужина. Как вам удается рассмот-реть ее, раскрыть талант артиста?
– Это трудно объяснить. Я как врач, который определяет заболевание пациента по цвету кожи или сердцебиению. Я вижу талантливого артиста по его манере разговаривать, держаться, по его жестам и поведению. Как только он входит ко мне, сразу могу определить «диагноз» – будет толк или это очередная вертихвостка, заезжий рекрут, которым все равно где и что петь.
А чтобы был толк – нужен ум. Это обязательная составляющая. Если его нет, то, даже имея семь пядей во лбу, ничего не добьешься. Просто не будешь знать, что с этим талантом делать.
В Гнесинке, на вокальном отделении, наши педагоги учили нас не просто петь, они учили нас думать. Осмысливать каждую фразу в песне. И если поёшь «Ах ты, степь широкая, степь раздольная…», то должен видеть эту степь, эти колосья, эту красоту и величие русских полей. Ты должен передавать боль и радость, красоту и любовь.
– В вашем репертуаре всегда много патриотичных песен. Просто за душу берет композиция «Я не могу молчать…» в вашем исполнении. Что это – ответ на запрос слушателя, желание коллектива не остаться в стороне от происходящего на Украине?
– Весь наш коллектив остро переживает события на Украине. Гибнут люди, мирное население. «Шоколадный президент», видимо, не понимает, что даже если он перепишет историю, перед Богом ему все равно придется отвечать.
«Я не могу молчать» – потрясающая песня о событиях в Афганистане, но сегодня она не менее актуальна. В ней трагедия и людская боль, это молитва о беженцах и израненной снарядами земле.
«Никто не давал права унижать»
– А когда подопечные не понимают вас, приходится срываться на крик или вы предпочитаете другой стиль управления?
– Я 42 года в филармонии и никогда не позволяла себе кричать на людей. Никто не давал такого права – обижать, унижать, оскорблять, топтать чужое достоинство. Нужно уметь находить слова для диалога.
У нас сложилась крепкая команда. Когда я могу попросить солиста вернуться из отпуска – если это необходимо, и он все бросит и приедет даже из другого города, чтобы не сорвать выступление, не подвести.
Мы – как одна большая семья, где все на виду, где все про всех знают. Мне приходится мирить семейные пары, воспитывать молодоженов. Бывает, конечно, порой непонимание, нежелание работать. Все люди разные и всех по-разному воспитывали.
В филармонии – порядка 600 человек. 6 крупных и 17 небольших коллективов – дуэты, квартеты, квинтеты: «Гильце», «Скрыня», «Адажио», «Чаровница». У нас поют и танцуют 24 региона! Но признаюсь, несмотря на все трудности, 75 процентов работы складывается все-таки из позитива и радости.
– 600 человек! Целый населенный пункт, как удается решать жилищные проблемы артистов?
– Мы собираем талантливых исполнителей по всей стране. Но создать такой голосистый, такой мощный коллектив без поддержки властей края, конечно, было бы невозможно. Сегодня на уровне края делается все, чтобы сохранить духовное, творческое наследие Кубани.
Поэтому по инициативе губернатора Александра Николаевича Ткачева была принята специальная программа, благодаря которой артистам из других регионов оказывается поддержка при найме жилья, если это необходимо. А самое важное – ребятам помогают в получении высшего образования, чтобы в будущем они не уходили из профессии в торговлю, куда-то на рынки, а учили детей петь, учили тому, что знают лучше всего – вокалу.
Это замечательная практика. И мне искренне хочется поблагодарить руководство края за огромное внимание к культуре, за неравнодушие и понимание к нашим проблемам. Я искренне благодарна вице-губернатору Галине Дмитриевне Золиной – это человек, который все делает душой, сердцем, живет Кубанью.
Человек должен быть верующим
– Вероника Ивановна, вы верующий человек?
– Да, и всегда была верующей. Я выросла в казачьей семье в станице Медведовской. С маленьких лет ходила в храм. И даже крестик носила, хотя все это было тогда под запретом. На уроке физкультуры прятала его в мешочек, который мне мама специально для этого сшила.
Я думаю, что человек должен быть верующим, и особенно интеллигентный, чего-то добившийся в жизни. Даже если он нечасто ходит в храм, должен жить по божьим заповедям.
– Когда вы создавали Краснодарский народный хор, не было страха, что он будет не востребован, тем более, что у нас есть один хор, с которым ассоциируется Кубань – Кубанский казачий?
– Да, Кубанский казачий хор – это мощнейший коллектив, гордость, визитная карточка нашего края. Нам очень повезло, что у нас есть Виктор Гаврилович Захарченко – человек с горячим сердцем, любящий свой край, искусство, народные песни, которые он бережно собирал по всей Кубани. И этой искрой любви, этой энергетикой он сумел зажечь весь свой хор, повести за собой. В таких же традициях Виктор Гаврилович воспитывает уже молодых артистов.
Тем не менее, мы решили создать свой хор – не в противовес Кубанскому казачьему, а чтобы у огромной Кубани был еще один коллектив. Потому что у нас все-таки несколько другой формат, хотя мы также позиционируемся как народный хор. Сегодня в нем, кстати, выступают и ребята, победившие в телепроекте канала «Россия1» – «Битва хоров». Все очень талантливые, яркие, артистичные.
Партитуры нам пишет московский аранжировщик – Юрий Колесник и наш Геннадий Томилин. Нас хорошо встречают зрители. Тысячи произведений Григория Федоровича Пономаренко, которые с успехом исполняются в 22 странах мира, у нас в крае берегут особенно. И сегодня, я уверена, этот огромный культурный пласт должен звучать как можно ярче и шире.
Очень трепетное отношение к наследию Григория Пономаренко у нашего губернатора. Он всегда говорит, что Григорий Федорович – достояние Кубани, наше богатство, которое мы должны сберечь и передать нашим потомкам. Поэтому его песни всегда звучат на наших концертах. Поэтому по инициативе главы региона в его честь названа школа искусств и создан музей Пономаренко, где детям рассказывают о жизни этого уникального человека. Я очень благодарна Александру Николаевичу Ткачеву и за то, что памятник Григорию Федоровичу стоит рядом с филармонией.
Помню, когда Григорий Федорович женился на мне, многие это осудили. Ведь он был намного старше меня. Но я его искренне любила. А он многому меня научил. И в творчестве, и в житейских делах. Даже машину учил водить по вечерам.
К новым высотам
– Вероника Ивановна, на вас лежат хлопоты по хозяйству, подбор репертуара? Вы новатор, любите все новое. Сейчас занимаетесь созданием концертного отдела. Какая из двух нош для вас тяжелее – творческая или управленческая?
– Если разобраться, то они обе – не из легких. Но по гороскопу я Лошадь и Лев. Поэтому как впрягусь, так пока до конца дело не доведу, не отступлю. Даже если что-то не получается, отпущу на время ситуацию, и снова к этой идее возвращаюсь.
Помню, как мне хотелось поставить балет «Тайны Клеопатры». Это легендарная женщина. И мы сделали такую постановку. Потом были удивительные – «Кармен», «Розовый лотос любви», «Волшебный сон принца», «Волшебная лампа Алладина». Все они принадлежат нашему Мелкону Хачикяну – худруку «Государственного балета Кубани». Он тоже – наше открытие, жемчужина. Талантливейший человек, чувственный, великолепный танцор.
Шесть лет назад приглашаю его к себе и говорю – ставь постановку. Он удивился, мол, как, я же раньше этим не занимался, а вдруг не получится? Ну если подведешь, ответила я ему тогда, значит, чутье свое начала терять.
И вот он ставит одну постановку, вторую. Это такой слом, такие декорации, такая чувственность. А «Любовь в Париже» – это же надо видеть! Такая чистая, красивая любовь, что слезы навзрыд текут. Или «Черный человек» («Да, мне нравилась девушка в белом…») – история о последних годах жизни Есенина – там такая драма, душа просто печет.
К Новому году поставим балет «Танго». Танго пяти стран мира – Мексики, Италии, Испании, Франции, Аргентины – сольются в один страстный танец. Здесь будет все – драма, ссора, печаль, добро, любовь.
Когда только создавался наш балет – думала, для кого все это делаю. Ведь есть балет Юрия Григоровича, который знают, любят не только у нас в крае и в стране, но и во всем мире. Но, как показало время, зрителю интересен и необалет. По 15-20 выступлений в год проходит в каждом муниципалитете!
Сейчас мы делаем программу к 75-летию филармонии. Называется она «Свадьба». Первый праздничный концерт пройдет в Баскет-холле 2 августа, а второй – 2 октября, в Кремле. Артисты очень ответственно готовятся. На репетициях, признаюсь, у меня просто ком к горлу подступает – до чего же, думаю, хорошо поют…
Это будет трехчасовое выступление, где также прозвучат любимые всеми песни «Выходил на поля молодой агроном», «Пойду молода погуляю» и много других композиций Григория Федоровича Пономаренко.
Потомственная казачка
– Вы прекрасно выглядите. Это генетическая предрасположенность, в чем секрет?
– Я в своих родителей пошла. Помню, папа, Иван Андреевич, на пенсию собрался, а ему все – шутишь, в отпуск? Так молодо выглядел. Папа у меня – донской казак. Красивый был очень. И мама тоже всегда была моложавой.
У нас была очень дружная семья, где уважали старших, где было принято работать с самого детства. В 12 лет я уже борщи варила и весь дом убирала. После 8 класса работала в бригаде – собирали кабачки, яблоки, груши. В шесть утра уже в поле выезжали.
Понимаете, мне никогда ничего не доставалось легко. Я всегда много работала. И при этом в школе хорошо училась.
«Я не люблю иметь врагов»
– Многие замечают, что в последнее время, несмотря на нагрузку, вы стали очень спокойны?
– Да, работы у нас много. Я очень исполнительная и ответственная. Мы работаем до глубокой ночи. Надо – в четыре утра встанем. У нас идет постоянная реконструкция филармонии, что-то все время нужно делать, что-то заказывать, репетировать, куда-то бежать.
После болезни у меня стало более глубокое отношение ко всему происходящему. Был такой сложный период, когда моя жизнь буквально висела на волоске – мерцательная аритмия. Меня выходили во второй краевой больнице. Помогло чудо, я уверена. Когда собиралась туда, не знаю как, успела захватить святую воду и иконку – даже не посмотрела какую. А потом выяснилось, что это была икона Ангела – Архангела.
Да, я действительно стала другой. Спокойнее, в душе появилась гармония. Я сейчас отчетливо понимаю, что жизнь – это миг, секунды. И раз мне Бог дал пережить все это, значит, на то была его воля.
Очень часто мы сами себе задаем жуткие вопросы и создаем жуткие препятствия. Не умеем прощать обиды. А ведь это важно – не желать никому зла, не иметь врагов. Не усложнять себе жизнь. Принимать все спокойно, потому что Бог не даст больше, чем ты можешь вынести.
Беседовала И. Журавель.