Пару лет назад во дворе сломал старый сарай, который был покрыт черепицей. А вот в этом году разобрал на кирпич погреб. Как подвал, так и сарай построены в 1910 году тогдашним владельцем участка Степаном Фёдоровичем Ильченко. Кстати, казак был участником Первой мировой войны, вернувшимся с фронта с Георгиевским крестом IV степени и тремя медалями.
Черепица и кирпич вековой давности привлекли мое внимание тщательностью изготовления, прочностью, а также клеймами мастеров. Как страстный краевед решил провести изыскания: кто же сделал сии вещи и где. Тем, что «накопал», делюсь с читателями.
Еще лет пятьдесят назад на хуторах и станицах можно было лицезреть традиционную архитектуру жилой застройки прошлого. Но в силу естественного старения или в результате целевого сноса с наших улиц уходят саманные, турлучные хаты, обновляются крыши, меняются кованые надкрылечные зонтики и резные наличники. Важная материальная часть кубанского быта конца XIX-начала XX века уничтожается, разрывая культурную и историческую связь поколений.
Чаще всего остатки снесенных строений утилизируются, но иногда рачительные земляки используют бывший в употреблении материал в подсобном хозяйстве – накрывая снятой оцинковкой сараи и погреба, огораживая черепицей клумбы. Именно здесь исследователю старины могут попасться на глаза предметы, помогающие не только восстановить картину местной жизни начала прошлого века, но и выстроить цепочку торговых и культурных связей в регионе.
Вот тут и важны плитки черепицы, сохранившие название производителей и мест производства. В начале прошлого столетия в России имелись свои изготовители: заводы братьев Петрохалко, барона Л.В. Штейнгеля и А. Ворожбия. Но в то же время на крышах кубанских хат в большом количестве встречается черепица с надписями латинскими буквами. В случае с моей найденной черепицей (рис. 1) – «TUILERIES ROMAIN BOVER» (завод в городе Сис Фур, Франция). Кроме букв, есть еще и изящная печать в виде плывущего лебедя.
Наличием такой черепицы в здешних местах мы обязаны братьям Жозе-Тибо и Франсуа-Ксавье Жилардони и их компании, основанной в 1834 году. Французам удалось создать революционный вариант плитки, который произвел переворот и в производстве, и в технологии кровельных работ. Теперь части кровли не надо было при укладке скреплять цементом…
Во время активного развития производства черепицы во Франции внешние торговые отношения в Черноморской губернии и соседней Кубанской области испытывали бурный подъем. В 1888 году вводится в эксплуатацию железнодорожная линия Тихорецкая-Новороссийская. Грузы из Европы поступают в Новороссийский порт. А отсюда товары, в том числе и черепица, распространяются по Кубани.
В отношении кирпича скажу следующее. На нем стоят буквы «С/Н-» (рис. 2). Интересно, что клеймо имеет нехарактерные для Кубанской области вдавленные буквы – в основном встречаются выпуклые клейма. Если допустить, что после «С» стоит точка вверху, и клеймо изображено в зеркальном исполнении относительно горизонтальной оси (что частенько случается в нашем регионе, ведь многие рабочие были неграмотными и ставили клеймо как душе придется), то получается «С.Н-П.». Появляется версия – «Станица Ново-Платнировская», которая была основана как Челбасский хутор на дополнительном наделе в 1880-х годах недалеко от хутора Среднего Челбаса. Челбасский в 1909 году преобразовался в станицу Новоплатнировскую, расположенную в 24 километрах южнее станицы Уманской (ныне Ленинградской). О производителе конкретном сказать трудно, так как в станицах было много мелких заводов. В частности, только в нашем районе их насчитывалось в то время шесть.
Н. Житнюк, краевед.
Хут. Средний Челбас.