Немногие читатели знают, что в течение нескольких лет – с 1935 года по май 1941 года – станица Незамаевская являлась центром Незамаевского района. В фонде № 221 краевого Центра документации новейшей истории сохранились документы партийных и советских органов Незамаевского района, рассказывающие, как создавался и развивался район, какие трудности преодолевали его жители, каких успехов сумели добиться.
Создание
После занесения Незамаевской на «черную доску» станица еще более двух лет находилась в подчинении Павловского района. Павловское начальство мало обращало внимания на опальную станицу. Взамен выселенных в северные края станичников приехало несколько тысяч переселенцев из других областей страны, были организованы новые бригады и колхозы, которые в народе называли «красноармейскими» (такие бригады были в колхозах «Красный Кубанец», «Путь к социализму», «Страна Советов» и других, в Незамаевской МТС).
Но работали колхозы плохо, на что было множество причин. На состоявшемся в конце декабря 1934 года общем собрании красноармейцы-переселенцы сами указывали на недостатки: «… Убирая подсолнух, порвал совсем обувь, и сейчас не в чем выдти и до Политотдела… У нас украли скирду сена, сломали табор, но мы духом не упали… Разговоры отдельных колхозников, что здесь симулировать можно, и основание на это есть (болезнь, малярия)… Есть случаи надсмешки над переселенцами… Считаю необходимым проверить состав бригады и очистить от ненужных ей элементов… Результаты плохой работы нашей бригады – это приехавшие красноармейцы привезли много родственников, которые в бригаде ничего не работали и уехали на родину… Говорят о бездушном отношении к красноармейцам, о скверном отношении красноармейцев и переселенцев к лошадям…» и т.п.
Такое положение, конечно же, не устраивало краевую власть, и было решено разукрупнить существующие районы, чтобы укрепить местное руководство и улучшить дела в экономике.
24 декабря 1934 года вышло в свет Постановление бюро Азово-Черноморского крайкома ВКП(б) и крайисполкома «О сроках и порядке созыва районных съездов Советов в связи с новым районированием», в котором предусматривались проведение районных съездов в конце декабря, а краевого съезда – 8 января 1935 года в г. Ростове-на-Дону и порядок проведения районирования, утверждены штаты и назначены секретари райкомов и председатели райисполкомов новых районов, направлены уполномоченные по районированию от края.
Тогда на Кубани было создано несколько новых районов: Новолеушковский, Незамаевский, Ленинградский (бывшая станица Уманская, до этого с 1926 года она входила в состав Павловского района), Штейнгардовский (ст. Шкуринская), Новоминской, Калниболотский, Сталинский (ныне ст. Крыловская Ленинградского района) и другие. В станице Павловской прошли съезды Павловского и вновь созданных Новолеушковского, Незамаевского и Ленинградского районов, на которых избраны делегаты на краевой съезд. И уже с 1 января 1935 года новые районы стали функционировать самостоятельно.
В состав Незамаевского вошли 3 сельсовета, станицы Незамаевская и Веселая, село Шевченковское, вновь созданный Незамаевский зерносовхоз с поселком (летом 1935 года он был передан в состав соседнего Калниболотского района) и многочисленные крупные и мелкие хутора, подчиненные сельсоветам. Территория района составляла 397 квадратных километров, в нем проживало сельского населения 10 851 человек, в т.ч. русских – 10797.
Район характеризовался как сельскохозяйственный, основное направление – зерновое, технические культуры – подсолнечник и клещевина. Особенности: южно-степной, малярийный (сведения на начало 1940 года).
Существовали 12 колхозов – им. Фрунзе, «Путь к социализму», «Красный Кубанец», им. Штейнгардта, им. Куйбышева, «Страна Советов» и «Красный Партизан» – в станице Незамаевской, «Чонгарец» и «Восток» – в ст. Веселой, им. Ларина, «Красная Звезда» и им. Шевченко – в селе Шевченковском, Незамаевская машинно-тракторная станция (МТС), ряд других районных предприятий и учреждений.
Органы власти
На состоявшемся 3 января 1935 года в станице Павловской 1-м съезде Советов Незамаевского района, на котором присутствовало всего 25 человек, были избраны члены пленума райисполкома: Андрющенко, Смирнов, Кондурушкина, Марков, Конюк, Болдырев, Самохвалов, Павленко, Таганцев, Фисоченко, Костюкова Евдокия, Черкашина, Некрасова, П. Тимофеев, М. Голенко, Ильяшенко, И. Котовец и кандидаты: Тимофеев, Чуприна, Коротун, Устин Бойко и Захарцов. Председателем Незамаевского райисполкома стал Павел Матвеевич Андрющенко, его заместителем и заведующим земельным отделом – Григорий Яковлевич Марков, начальником райотдела НКВД – Георгий Александрович Конюк, заведующим районо – Григорий Петрович Буланцов…
9 января 1935 года в Незамаевской состоялось районное партийное собрание, избравшее районные партийные органы. Парторганизация вначале была малочисленной – около 30 человек, состояла в подавляющем большинстве из переселенцев. В каждом колхозе было всего по 2-3 коммуниста, поэтому большинство организационных вопросов рассматривалось на общих партийных собраниях. Первым секретарем райкома был избран И.А. Смирнов, секретарем – Таисия Сергеевна Кондурушкина.
В новом районе секретарем райкома комсомола стал Иван Георгиевич Козлов, редактором районной газеты «Голос ударника» – Даниил Петрович Москаленко, райпрокурором – Семен Степанович Дудников, председателем Незамаевского стансовета – Александр Иванович Фисоченко, уполномоченным комитета заготовок – А.И. Хлопов…
Кадровая чехарда
Катастрофически не хватало опытных руководителей и квалифицированных кадров. Краевое руководство обязывало все старые районы поддерживать новый район, направлять сюда опытных работников. Все руководители были приезжими, большинство из которых направляли из краевого центра (вначале из Ростова, после создания Краснодарского края – из Краснодара), не имеющие опыта партийной, организационной и производственной работы. Прибывали «курсанты совпартшколы», назначаемые на должности парторгов или председателей колхозов, переселенцы из других областей страны, бывшие красноармейцы-переселенцы. Отсюда частая перестановка кадров, нарушения и злоупотребления в работе.
Однако не все руководители желали работать в Незамаевской. Некоторые просто дезертировали из района или работали «спустя рукава», либо не являлись на работу совсем. Так, «выделенный» Павловским райкомом на работу секретарем Незамаевского РИКа Болдырев, избранный даже членом пленума на первом районном съезде Советов, так и не выехал на работу, за что был строго наказан. А парторг колхоза им. Фрунзе Милющенко «способствовал уходу из колхоза своего отца, матери и брата, помогал им переправиться на вокзал в Леушковку» для отъезда «к месту прежнего жительства», и только обещание, «что он из колхоза не собирается уходить», спасло парторга от самого сурового наказания.
Постепенно стала расти районная партийная организация. Партийцами только в 1935 году стали переселенец-красноармеец А.К. Сукачев, бригадир колхоза «Страна Советов» П.С. Сайфуда, бригада которого «3 раза имеет переходящее Красное знамя», колхозник и сын красного партизана И.Т. Наконечный и другие незамаевцы. На 1 января 1936 года в районной парторганизации было уже 5 первичных парторганизаций, 3 кандидатские группы, 6 партийно-комсомольских групп, в которых числились 51 член партии и 31 кандидат. Однако количество партийцев постоянно менялось. По-прежнему, как и в других районах Кубани, проводилась жесткая «борьба с политической неграмотностью, антипартийными настроениями, троцкизмом, некоммунистическим поведением в быту» и т.п. Менялись и руководители района. Только за три года его существования сменилось 4 председателя райисполкома и 5 первых секретарей райкома!
В марте 1936 года первым секретарем райкома стал И.Г. Караулов, в мае 1937 года – Антон Митрофанович Янин, 2-м секретарем – Дмитрий Владимирович Сердюк, который через год стал первым секретарем. В декабре 1938 года во главе парторганизации района стал Михаил Алексеевич Искренко (в других документах – Искренков). Председателем райисполкома с апреля 1936 года был Антон Яковлевич Ковальчук (до этого – председатель РИКа Красноармейского района), с мая 1937 года – Устин Лаврентьевич Гревцев… Почти все руководители были исключены из партии, ко многим из них, уже бывшим, приняты судебные меры наказания за различные нарушения и злоупотребления.
Белое прошлое
В действиях как руководителей, так и простых людей, искали «врагов народа», вспоминали о «белом прошлом» Незамаевской.
Так, в ноябре 1937 года на районном собрании выступающие отмечали: «…Население ст. Незамаевской в основном состоит из казаков, которые во время революции и гражданской войны пошли к белым и служили у Корнилова… По производственным вопросам мы отстали потому, что у нас работает классовый враг… Не случайно ходят такие разговоры, что кто приехал из ссылки, при голосовании их будут арестовывать… Хочу обратить внимание парторганизации и прокуратуры по хутору Плоскому, где ходят антипартийные разговоры, там эти разговоры ходят не случайно. Там ведут это дело люди, высланные во время саботажа, которые сейчас находятся здесь. Нужно сюда обратить внимание и разоблачить этих людей… Нужно обратить внимание на работу «партизан», которые находятся в колхозах нашего района, и если проверить их работу, – нет ли здесь прямой связи с раскрытой группой в краевом центре…».
И только с начала 1938 года, после январского Пленума ЦК ВКП(б), принявшего постановление «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП(б) и о мерах по устранению этих недостатков»…» «враждебное настроение» было значительно ослаблено и стали принимать в партию желающих и даже ранее исключенных. Теперь за малейший проступок или нарушение из партии не исключали.
В 1938 году количественно выросла партийная организация района. Членами партии стали бригадир Г.М. Статюха и колхозник М.Т. Емельяненко из колхоза «Красная Звезда», рабочий В.Г. Горбунов, тракторист Я.Ф. Конох, комбайнер В.С. Куковский из Незамаевской МТС, председатель стансовета П.А. Фуксов, М.И. Третьяченко (РИК), заврайЗАГСом Е.М. Кизимова, колхозники колхоза «Страна Советов» А.К. Нежинский, К.П. Исаенко, электрик райкоммунхоза И.М. Литвиненко, колхозник Ф.Г. Матусевич (колхоз им. Фрунзе) и другие. Кандидатами – комсомолки И.С. Молокова и В.А. Чаплыга из колхоза «Красный Партизан», киномеханик и зав. кинотеатром П.П. Диденко, заведующий Домом культуры В.Т. Кныш, комсомолец И.Х. Михалев (колхоз им. Фрунзе), зав. клубом колхоза «Красная Звезда» П.А. Сидоренко, комбайнер-стахановец В.И. Головко, токарь-комсомолец А.И. Свердлик и тракторист Т.И. Онищенко из Незамаевской МТС, крестьянин-учащийся и комсомолец В.Ф. Пуд, казаки-колхозники П.Г. Клименко и П.Я. Балабуха, полевой групповод, казачка С.С. Лоб – все трое из колхоза им. Шевченко, кузнец колхоза «За урожай» М.Т. Олифиров, весовщик госмельницы, член стансовета Ф.Е. Жеребненко.
Принимали и в группу сочувствующих, каковыми стали шофер-казак МТС П.Ф. Ложешников, колхозник колхоза «За урожай» И.М. Кушнаренко. При приеме вступающие в заявлении писали свое социальное происхождение – казак, и эта запись в партийных документах уже не вычеркивалась!
Е. Дикий,
краевед.