Павловчанин Г.Ф. Скороход отдал кинофикации (почти забытое слово!) 45 лет жизни. В 1964-м, когда только начинал, был одновременно киномехаником в к/т «Спутник» (в ДК колхоза «Комсомолец») и в «Звезде» (в старом здании ДК «За мир и труд», где сегодня маслобойня и склады).

Геннадий Скороход - у родного кинотеатра: увы, сегодняшняя реклама на имеет  ничего общего с той, которую он готовил собственноручно

Геннадий Скороход – у родного кинотеатра: увы, сегодняшняя реклама на имеет ничего общего с той, которую он готовил собственноручно

Закончил Лабинскую школу киномехаников звукового кино.

– Фильмы в те годы показывали исключительно советские, – вспоминает Геннадий Федорович, – из снятых в капстранах – не более двух в месяц. Кроме кинотеатра им. Кирова, он появился в Павловской, видимо, еще в 30-е годы, а также «Спутника» и «Звезды», в райцентре действовал летний кинотеатр в сквере перед РДК и установка в поселке сахарного завода. На станции Сосыка‑Ростовская киноманы (таковыми тогда являлись все поголовно) посещали клуб железнодорожников. Передвижка приезжала и на Сосыку‑Ейскую. А во всем районе работала 21 киноустановка – они размещались по станицам и хуторам…

Помните самый первый фильм, который пришлось демонстрировать?

– Он назывался «Люди и звери» и рассказывал о событиях Великой Отечественной войны.

Очереди за билетами в те годы были длинные?

– В большой зал на очень хорошие фильмы выстраивались порой до самого парка. Народу внутри – битком. Одновременно, чтобы удовлетворить спрос, один и тот же фильм, бывало, показывали в большом и малом залах.

Слабо шли казахские и туркменские ленты, а наибольшей популярностью пользовались египетские и индийские.

Перед каждым сеансом – обязательный киножурнал. Шел около 10 минут. Порой к ним добавляли документальные фильмы. Билеты становились на 10 коп. дороже. Таким образом повышали валовой сбор, но только – на кассовых картинах.

А как с детскими фильмами?

– К юному зрителю предъявлялись особые требования, показывали только российские киноленты, которые играли ярко выраженную воспитательную роль.

* * *

В середине 60-х практиковались показы фильмов на открытых площадках на окраинах Павловской, т.е. кино как бы само шло к зрителю. Аппаратура хранилась где-нибудь дома у хозяев. Народ шёл в кино со своими скамейками, щелкали семечки, курили, а некоторые даже прикладывались к бутылке. Но инцидентов неприятных никогда не случалось. На показе мог присутствовать участковый. Директор какой-либо школы иногда приходил погонять пацанов, чтобы  те не смотрели вечерние сеансы.

Части фильмов, то есть пленку в круглых металлических коробках, перевозили по станице на велосипедах знакомые Г.Ф. Скорохода. За это он их бесплатно пускал на фильмы. Специально для животноводов устраивались сеансы прямо на фермах района. Киноточки размещались в красных уголках колхозов «Советская Россия», «Родина» и «Комсомолец».

Многим очень нравились такие фильмы, как «Максим Перепелица» или «Подвиг разведчика». Хорошо шел польский «Зигмунд Колосовский». Буквально все с удовольствием смотрели выпуски сатирического журнала «Фитиль».

– А порой, – вспоминает Геннадий Федорович, – в Павловскую приезжали знаменитые актёры. Один из таких – народный артист СССР Н.А. Крючков. Он рассказывал о себе многочисленным зрителям на творческих встречах.

Молодой киномеханик помогал Николаю Афанасьевичу делать подборки наиболее интересных эпизодов из его лент – таких, как «Парень из нашего города», «Свинарка и пастух» и т.д. Артист за встречу мог выкурить до двух пачек «Беломора». Посылал Геннадия сбегать в магазин за папиросами. В те же годы в нашей станице был и Леонид Харитонов («Солдат Иван Бровкин» и т.д.).

В 70-х в Павловской побывал Борис Сичкин, игравший в трилогии о «Неуловимых». Знал много анекдотов, угощал киномеханика в монтажной коньяком, постоянно шутил. Был очень доволен приемом станичников. Актёру присвоили звание почетного гражданина Павловской. Приезжал также Владимир Новиков, который снимался в «Государственной границе».

В 90-х жители райцентра встретились с Николаем Олялиным (капитан Цветаев в «Освобождении»).

Более десяти лет после основной своей профессии Г.Ф. Скороход был в кинотеатре им. Кирова художником – делал рекламу  кинокартин.

– Работу свою всегда очень любил, дело делал с удовольствием, – говорит Геннадий Федорович, – поскольку знал, что результат моих специальностей – киномеханика или художника – будут видеть  тысячи земляков. Праздников и выходных не имел, но по этому поводу никогда не роптал. Такова особенность профессии.

Жаль – время уходит, и новое руководство кинотеатра забывает тех, кто отдал ему несколько десятилетий, не удосуживаются поздравить даже с днём рождения. А ведь мы, бывшие работники, и марку кинотеатра держали высоко, и передали молодым неплохие традиции…

После этих грустных слов сфотографировал киномеханика и художника у стен дорогого его сердцу здания.