Взяться за это исследование меня побудила статья в журнале «Родная Кубань» под названием «Судьба Старощербиновского куреня». Её авторы – известные краеведы В. Ткаченко и В. Шкуро.

Краткий экскурс к истокам

Больше всего заинтересовала глава «Офицеры, урядники и казаки станицы Старощербиновской». В ней сделан анализ фамилий тех, кто жил здесь. Основание – рапорт станичного правления от 1861 года, отосланный начальству после отмены крепостного права.

Исследователи прежде всего назвали фамилии, имеющие запорожско-малороссийские корни. В частности Белый, Гришко, Гудзь, Дахно, Иващенко, Есауленко, Кравченко, Курило, Науменко, Рябчук, Шульга, Щербина. Замечу, среди павловчан встречается большинство из перечисленных фамилий. Затем указаны южно-русские, которые пошли из Кавказского линейного войска. Среди таких – Кривцевы, Колесниковы, Стрельниковы. Литовско-польские корни у фамилий Литвиненко, Лях, Москаленко, Сербин, Турчин, Цыганок, Шведов, Черкасский, а тюрские – Бут, Кошман, Балабий. С засечных линий Московской Руси появились в наших краях обладатели фамилий Козак, Гайдамака, Гарькавые…

Вот такой краткий и весьма любопытный экскурс к истокам кубанских фамилий сделали авторы упомянутой журнальной статьи.

Я же решила пойти дальше и выяснить, какие фамилии наиболее распространены в районе, которому в этом году исполнилось 90 лет. За основу изучения взяла список абонентов Южной телекоммуникационной компании, доступный многим и включающий несколько тысяч имен. Ведь большинство жителей района – пользователи телефонной связи и Интернета.

У кого пальма первенства?

Итак, какие фамилии наиболее распространены в районном центре? Пальма первенства – у тех, у кого в паспорте или свидетельстве о рождении записано «Бутко». Таких в списке почти 60 человек. А если предположить, что у каждого из абонентов есть родственники, то эту цифру нужно увеличить как минимум втрое.

Весьма распространена среди павловчан фамилия Лях. Носящие её явно на втором месте. Лишь немного уступили им позиции обладатели таких фамилий, как Браславец, Коваленко, Ровный, Рой. За ними идут Бондаренко, Ткаченко, Клименко, Колмычёк. Так выглядит десятка наиболее популярных фамилий.

Особо выделяются редкие. К ним можно отнести такие, как Абас-Халия, Бубенец, Гук, Дерибас, Кот, Нор, Цезарь, Чеча, Ярес.

Немало среди павловчан – знаменитостей, точнее носителей известных «по всей Руси великой» фамилий. У нас в станице есть однофамильцы популярных в свое время личностей – писателей, поэтов, художников, историков, казачьих атаманов. Это Гладковы, Гончаровы, Пушкины, Ставские, Токмаковы, Фадеевы, Шевченко, Шишковы, Щербины, Хмельницкие, Пугачевы.

А что в ближайшей станице Атаманской? Здесь свои лидеры. Наиболее распространены такие фамилии, как Бойко, Безвесельные, Дворецкие, Завгородние, Линские, Круглые, Рублевские, Требушние, Харченко, Фомины.

Среди носителей редких фамилий – Гарагуля, Гром, Сержант, Тулуб, Шеп.

Где крепки казачьи корни

Давайте заглянем и в наиболее старые по времени основания станицы – Незамаевскую и Старолеушковскую. В этом году они особые именинницы – отмечают 220-летие основания.

В Незамаевской трудно соперничать с обладателями фамилии Клименко. А в десятку наиболее распространенных входят Ванжула, Залесские, Коваль, Матюха, Мелета, Погребицкие, Сай, Пушка, Фицкие, Ячкула.

Замечу, в этой старинной казачьей станице живут однофамильцы польского революционера-демократа Домбровского, физика-изобретателя Теслы, авиаконструктора Королёва, писателя-мастера детективов Шитова, актеров Конкина и Томы.

В Старолеушковской тоже крепки казачьи традиции. Недаром здесь держат лидерство обладатели фамилии знаменитого атамана украинской вольницы Наливайко. Среди 10 наиболее распространенных – типично казачьи: Бондарь, Василенко, Глаголько, Голуб, Клинтух, Лугинец, Марченко, Фоменко, Шило, Яровые.

А какой колорит чувствуется, когда произносишь редкие, свойственные только этой станице фамилии! Вдумайтесь, вчитайтесь! Абаза, Бицуля, Влох, Гежа, Година, Креч, Макуха, Могила, Муха, Подушка, Половинка, Шам, Штыба…

По поводу отдельных фамилий наших земляков вспоминаются бессмертные гоголевские строки. О том, как метко выражается народ и, дав кому-нибудь прозвище, узнает потом, что идет оно ему в род и потомство. Люди, носящие фамилии предков и не изменяющие их под веянием моды, достойны уважения. Не так ли?

Л. Ермак.