«Дорога железная как ниточка тянется»В 70-е годы, с началом строительства Байкало-Амурской магистрали, весьма популярной стала одна из песен ансамбля «Самоцветы». В ней были такие строчки: «Дорога железная как ниточка тянется, а все, что построено, то людям останется». И это так!

Почти полтора столетия назад через Павловский район прошла железнодорожная магистраль, которая и сейчас функционирует. Что и говорить, раньше умели строить на века!

Об этой памятной дате напомнила нам газета «Комсомольская правда» – Кубань». В одном из августовских номеров она поместила яркий анонс: «150 лет Северо-Кавказской железной дороге! Более 200 династий железнодорожников хранят традиции одной из крупнейших магистралей России». В числе таковых – и семьи земляков Ткаченко, Савченко, Германенко и других.

Как свидетельствуют архивные документы, первый поезд через Сосыку-Ростовскую по маршруту Ростов-Тихорецкая-Владикавказ прошел в 1875 году, а через 13 лет было открыто сообщение по линии Тихорецкая-Новороссийск. Эти железнодорожные магистрали сыграли первостепенную роль в экономическом и культурном развитии Павловской, связав её с промышленными центрами России и Черноморским побережьем.

Построенная с западной стороны станицы магистраль помогла развитию и Новолеушковской. В конце XIX века через неё пролегли железнодорожные ветви не только к Новороссийску, но и к Царицыну, Кавказской.

Дальнейшему развитию этого вида транспорта способствовал наказной атаман Кубани М.П. Бабыч, юбилей рождения которого отмечается в этом году. Михаил Павлович добился того, чтобы первая ветка Кубано-Черноморской дороги как можно быстрее была открыта от Ейска до станции Сосыка. И это событие произошло 105 лет назад – в 1909 году. Строительство велось ускоренными темпами и завершилось за год.

С. Берест.