Совсем недавно одна из бабушек поделилась со мной своими огорчениями. У неё в семье сложилась такая ситуация: 
«Гляжу на то, как моя дочь воспитывает сына и недо-умеваю. Разве так правильно? Может, конечно, мы перебарщивали с наказаниями своих детей. В те годы не до поцелуев было, жизнь была тяжёлая. Но то, что происходит сейчас… Внуку четыре с половиной года, он очень требовательный. Что попросит – ему всё дают. При этом он может что-то поломать или разбить, растоптать, и ему даже слова не говорят. Я пытаюсь возмущаться, а дочь объясняет, что ребёнок таким образом познаёт мир и учится быть творческим».
Я прекрасно понимаю Ирину Фёдоровну, так зовут мою собеседницу, она не одинока в своём мнении. Я часто вижу в некоторых семьях горы разобранных или сломанных игрушек. Тут же взамен покупаются новые, на выбор малыша.
Некоторые мамы и бабушки считают, что ребёнку до трёх лет можно если не всё, то очень многое. Якобы этот «японский» способ поможет ему стать успешным и раскрепощённым. Есть и такие родители, кто придерживается «советского» стиля воспитания, при котором взрослый всегда прав, а для детей существует ряд запретов.
Родителям следует помнить, если ребёнку позволять всё, он станет тираном для них же самих. Терпеть капризы, пусть даже самого любимого и долгожданного чада, долго невозможно. Наступает момент, когда терпение лопается. И тогда происходит обратный процесс – родители вымещают на ребёнке свою агрессию.
А ещё труднее исправить ситуацию, когда малыш, воспитанный в атмосфере вседозволенности, идёт в гости, в садик или школу. В коллективе существуют определённые нормы и правила, которые никому из детей нарушать нельзя. Однако он к ним не приучен.
Поэтому я считаю, что дети с раннего возраста должны знать слово «нет». Пусть редко, но обязательно оно должно звучать в семье. И если уж взрослые сказали «нет», то нужно оставаться последовательными, сохранять спокойствие и не поддаваться на слёзы и крики ребёнка.
Психологи не рекомендуют многочисленные запреты. Обязательно надо развивать способности детей, хочет он танцевать – отведите в танцевальную школу, мечтает заниматься борьбой – в спортивную, любит рисовать – в художественную и т. п. Воспитывайте детей в атмосфере любви и понимания, но требуйте от них послушания.
З. Чукина,
ветеран педагогического труда.