Бывая на местных кладбищах, поражаешься не сколько мусору, амброзии, общей неухоженности, о чем газета пишет частенько, а другому. Какому-то языческому обустройству захоронений родных людей. Нет должного отношения к святости этой территории, хотя большинство из нас – православные.
Яркое буйство искусственных цветов, непонятные ограды, навесы, нескромных размеров памятники, целые выставки из венков. Пусть простят земляки, но это мишура, а не умиротворение, не место для молитвы и не место воскресения после Страшного суда, коим по канонам нашей веры и является могила. Такое ощущение, что последняя пристань живет по своим законам. Покойники как будто сами получили разрешение на большое родовое захоронение, огородились высоким забором от соседа. Они меряются гробами, мраморными плитами, экзотичностью клумб, как на этом свете гордились айфонами, автомобилями, домами. А кто-то чувствует вину перед ушедшим и бездумным украшательством его могилы как бы отдает долг.
В Правилах содержания мест погребения, которые приняты во всех 11 сельских поселениях, нигде нет четких указаний, каким должно быть захоронение. Только технические моменты. Всё отдано на откуп людям в надежде на этичность поведения, элементарный вкус, уважение к традициям, праху… А зря… Так возникают прилепленные друг к другу ограды, которые не обойти, вырастают огромные деревья на участках, представляющие опасность во время непогоды, возникают ряды захоронений по социальному статусу на фоне простых надгробий «а ля эконом».
Давайте будем честными – когда человек умирает, всё, что он взял с собой, это добрые или плохие дела. Роскошь ему не нужна, если не тем, кто хоронил. К примеру, монахов, святых старцев ждет обычный деревянный гроб… И без кощунства – ни фотографии на распятии, ни убогих эпитафий, ни столиков с лавочками для возлияний. Крест, холм и память. Как у Рождественского – «…здесь похоронены сны и молитвы, слезы и доблесть, прощай и ура…»
Многие священники отговаривают носить на кладбища искусственные цветы. Ведь в праздники в храмах всё украшено живыми. Испокон века в России на траурных мероприятиях использовались розы, ромашки, пионы и др., кустарники, ветви сосен, ёлок, можжевельника. Искусственные букеты, венки, как и венки без выложенного в нем креста, – наследие безверия. Ну и конечно, «дешево и сердито». Хотя про «дешево» промолчу, стоит взглянуть на ценники в ритуальных магазинчиках.
Сегодня «великолепие» из ядерных оттенков пластмассовых гвоздик, подсолнухов, корзинок на рынке, в магазинах (особенно перед Радоницей) – бизнес на неведении, на желании быть «как все». Не понимает ни старушка, ни молодая мамочка, что лучшее приношение для покойников – молитва у могилы, молитва в храме, милостыня и содержание родных холмиков в чистоте и порядке.
Все мы здесь временно. И памятник, даже самый необычный и красивый, имеет смысл, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним… Господа не поразишь богатым убранством могил.
Я. Ляшенко.
1 октября 2014
Кому нужно богатство могил?
Бывая на местных кладбищах, поражаешься не сколько мусору, амброзии, общей неухоженности, о чем газета пишет частенько, а другому. Какому-то языческому…
Поделиться