Перебирая архивные подшивки газеты «Единство» за 1999 год, обнаружила воспоминания о войне уроженца хутора Красного Василия Антоновича Головчанского. Вместе с другими новобранцами из Новолеушковского района (в его состав входил тогда хутор) Василий был направлен в 571-й стрелковый полк.
Было начало февраля 1943 года. Красноармейцы с западной стороны обошли станицу Брюховецкую, миновали Гарбузовую Балку. И вдруг раздались выстрелы. Новобранцы были плохо вооружены, у автора воспоминаний, к примеру, была лишь винтовка-трехлинейка. Ответить немцам сполна наши не могли и двинулись к хутору Рогачи.
Красноармейцы увидели домов 50, стоявших в два ряда. От огня противника наши ребята пытались укрыться у жилищ и плетней, но последовала команда: «Только вперед!». Немцы стреляли, наши попадали в  борозды на вспаханном поле. И тут в лоб пошли три танка. Они вмиг накрыли расчет единственной пушки – «сорокапятки».  После стали утюжить гусеницами всё подряд. Наших парней фрицы сбивали с ног пулеметными очередями и раненых, упавших на землю, давили, давили…
Некоторые новобранцы добежали до кирпичного здания фермы. Туда вплотную подошли немецкие танки, фашисты дали залп из пушек и крикнули: «Рус, сдавайся!». Тех, кто решил выйти из укрытия, хладнокровно расстреливали в упор. А потом для острастки некоторым молодым красноармейцам вырезали на лбу звезды.
В.А. Головчанский видел всё это из-за плетня последней в хуторе хаты. Солдату хотелось плакать от бессилия. Он ничем не мог помочь товарищам,  патроны к трехлинейке кончились.
На глазах Василия немецкий пулеметчик прошил очередью земляка-новобранца Васю Гавриша, а хуторянин Виталий Прилепко был ранен.
На другой день В.А. Головчанский рыл братскую могилу, хоронил товарищей, и его сердце горело жаждой отмщения за погибших ровесников.
Далее хуторянин участвовал в боях за станицу Гривенскую, был ранен. На шинели его дотащил к санитарам однополчанин Коваленко (имя, увы неизвестно. – Ред.).
Василий Антонович был награжден орденом Славы III степени, польской медалью «За Варшаву», рядом медалей. Но бой за хутор Рогачи считал самым памятным.
С. Берест.