В начале октября в четырёхдневной поездке по Крыму побывала группа журналистов районных и городских газет Краснодарского края. Она посетила Севастополь, Ялту и Ленинский район, над которым шефствует Кубань. Главная цель поездки – наладить профессиональные контакты с крымскими коллегами. И, конечно, увидеть своими глазами главную здравницу бывшего Советского Союза.

ПЕРЕПРАВА

Нынешний курортный сезон в Крыму стал одним из самых не-удачных в его истории. Полуостров посетило около трёх миллионов туристов, в прошлом году их было 5,9, в позапрошлом –  6,1 миллиона человек. Всё это больно ударило по бюджету здравниц и местных жителей.

В прошлые годы отдыхающие приезжали в основном из городов Украины, немало было и россиян. Теперь дорога через Перекоп закрыта, остался  один путь – через Керченский пролив.  Летом автомобили простаивали в очереди и сутки, и двое. Немало туристов разворачивалось и уезжало в Анапу или Геленджик.

Сейчас, осенью, очереди небольшие. Но всё равно, чтобы перебраться на другой берег из порта Кавказ в порт Крым, потребуется не менее двух часов. В  тот день через  пролив  курсировали  три судна – два мощных  греческих и одно небольшое – отечественное. В порту Кавказ наш автобус остановили, заставили вынести все вещи для осмотра и предъявить паспорта – будто бы въезжали не в российский регион, а в зарубежную страну. Такую же процедуру прошли и на обратном пути. Но, погрузившись на паром, простояли более четырёх часов  –  в порту Кавказ что-то случилось с другим таким же судном и, пока исправляли поломку, наше не могло пришвартоваться. К досмотрам отнеслись с пониманием – власти боятся возможных терактов.

Нужен, как воздух, мост через Керченский пролив.  Владимир Путин дал указание построить его до конца 2018 года. Это будет грандиозное сооружение  –  одно из современнейших в мире. Помимо мостового перехода через канал                          (6 километров) построят участки прохождения по косе Тузла, а также по дамбе (ещё 6,5 километра). Стройка обеспечит работой несколько тысяч человек  –  в основном жителей Кубани и Крыма.

МНОГОЦВЕТЬЕ ПОЛУОСТРОВА

Его восточная часть во многом напоминает нашу Тамань  –  жёлтую осеннюю степь и небольшие холмы сменяет низкорослый виноградник. Чем дальше от пролива, тем зеленее становится вокруг. На южном склоне Крымских гор растут разнообразные травы и кустарники, а на высоте в несколько сот метров появляются кизил, дуб, бук, граб, сосна, кипарис.

Одна из гордостей крымчан – инжир. Его ароматные ягоды бабушки продают вдоль дороги Ялта-Симферополь. И стоят они 150 рублей за килограмм. Что вдвое дешевле, чем на рынках в Краснодаре.

Улицы Ялты и Симферополя пропахли можжевельником. Местные умельцы делают из него подставки для кастрюль и сковородок с изображением крымских городов, фигурки птиц и зверюшек и другие сувениры. Можжевельник –  символ Крыма. Его удивительный запах успокаивает и поднимает настроение.

Всего, как гласит один из  сайтов Интернета, на полуострове около 2400 видов растений, из которых деревьев около 80.

ОПЛОТ РОССИИ

Севастополем можно восхищаться бесконечно. Первые постройки были заложены летом 1783 года. Уже на другой год Екатерина II велела светлейшему князю Григорию Потёмкину заложить на этом месте крепость и назвать её Севастополем (севастос –  «высокочтимый», «священный», полис  –  «город»).

Более 200 лет Севастополь был оплотом России  и Советского Союза на Чёрном море. Его улицы политы русской кровью и в Крымской войне 1853-1856 гг., и в Гражданской, и, конечно, в Великой Отечественной. Немецкая авиация превратила город в руины. Но он был восстановлен в сравнительно короткий срок  –  за две пятилетки. Именно такую задачу поставил перед строителями и горожанами            Иосиф Сталин.

Многие дома возведены в стиле «сталинского ампира». Колонны, пилястры, грифоны, сфинксы украшают здания, величественные также своей монументальностью. Немало строений выполнено из белого мрамора, который придаёт городу торжественно-праздничный вид.

История Севастополя увековечена в памятниках –  Екатерине Великой, адмиралам Павлу Нахимову, Владимиру Корнилову, Фёдору Ушакову, Николаю Кузнецову, матросу Петру Кошка, английским воинам, морякам-черноморцам, подводникам, разведчикам, жертвам Холокоса. Согласно Государственному реестру в Севастополе находится 2053 памятника, из них археологии – 278, истории – 1353, архитектуры и строительства –  293, а также 24 братских кладбища и 45 братских могил.

Любимое место горожан  –  набережная. Здесь десятки магазинов и кафе. Сувениры продают под открытым небом. Исполняют песни уличные музыканты. Множество яхт и катеров, на одном из которых мы совершили прогулку.

ДЫХАНИЕ ВЕКОВ

Как утверждают экскурсоводы, главная достопримечательность Севастополя  –  развалины древнего Херсонеса Таврического. Он находится на окраине современного города возле живописнейшей бухты. Ему уже более двух с половиной тысяч лет.

Херсонес  –  часть истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии. Он занесён решением ЮНЕСКО в число ста самых выдающихся памятников мировой культуры.

Побывали на руинах античного театра, побродили по остаткам улиц и площадей, сфотографировались у мраморных колонн и оборонительных стен, толщина которых достигает четырёх метров, а высота  –  десяти. На небольшой площади в четыре гектара проживало, по разным оценкам, от двух до пяти тысяч человек. Жители вели оживлённую торговлю с Элладой, Венецией, Генуей и другими городами и государствами.

Бродя по Херсонесу, вспоминаешь Валерия Брюсова:

«Волны приходят, волны уходят,

Стелются пеной на берег отлогий,

По морю тени туманные бродят,

Чайки летят и кричат, как в тревоге.

Много столетий близ отмели дикой

Дремлют в развалинах римские стены,

Слушают чаек протяжные крики,

Смотрят на белое кружево пены.»

ЕСТЬ ГОРОД ЗОЛОТОЙ

В царское время и, пожалуй, в советское Ялта была курортом номер один в стране. Живописный город раскинулся на берегу незамерзающей бухты. К нему близко примыкают Крымские горы с вершинами до тысячи и более метров и защищают от северных ветров. По количеству солнечных дней (до ста в год) Ялта не уступает Каннам, Ницце и другим средиземноморским курортам.

Великолепные пляжи и горные леса привлекали сюда русскую аристократию, известных писателей, художников и актёров. От одних имён кружится голова: Лев Толстой, Николай Некрасов, Иван Бунин, Александр Куприн, Самуил Маршак, Михаил Щепкин, Исаак Левитан, Василий Суриков, Василий Поленов…

И, конечно, Антон Павлович Чехов. Он здесь на каждом шагу. Музей имени Чехова, театр имени Чехова, улица имени Чехова. Достопримечательностью набережной стал памятник писателю и даме с собачкой.

И в наши дни на курорт приезжает немало знаменитостей. В октябре при переполненном зале дал несколько спектаклей МХТ имени Чехова. Ялтинцы и гости города увидели на сцене Олега Табакова, Евгению Добровольскую, Дмитрия Назарова, Константина Хабенского и других известных актёров.

В 1987 году Сергей Соловьёв снял в Ялте фильм «Асса», ставший вскоре культовым. Мы прошли по лабиринту  улочек, где проходили съёмки. Эти места знает каждый горожанин и охотно показывает гостям. А песня, исполненная в фильме Борисом Гребенщиковым, стала негласным гимном Ялты. Помните: «Под небом голубым есть город золотой, С прозрачными воротами и ясною звездой. А в городе том сад, всё травы и цветы, Гуляют там животные невиданной красы».

«Невиданной красы» – это, конечно, собаки. Каких только пород мы не увидели! Подражая чеховской героине, по набережной и в скверах гуляют дамы разного возраста с болонками, мопсами, шпицами, терьерами…

Почти сорок лет в Ялте, сейчас в пригородном посёлке Никита, живёт София Ротару. Говорят, что у неё есть ещё несколько великолепных дворцов, но уже в центре города. Ялтинцы редко видят звезду, так как она большую часть времени проводит на гастролях.

А вот Михаила Пуговкина горожане встречали нередко. В Ялту он переехал в 1991 году. Часто проводил творческие встречи в здравницах Крыма. В память о нём в городе создали музей его имени, где постоянно крутят фрагменты фильмов  с участием любимого актёра.

Завораживают глаз знаменитые на весь мир ялтинские дворцы. Наиболее известный – Ласточкино гнездо, который считают символом южного берега Крыма. Туристов возят и в Ливадийский  дворец, где летом отдыхали российские императоры и их семьи. Не менее великолепны Массандровский и Алупкинский.

18-10-2014_10Чтобы попасть в  город-сказку, из Павловской надо преодолеть около 650 километров. Для современных иномарок не ахти какое расстояние. Даже заторы на Керченском проливе ненадолго испортят настроение. Стоит рискнуть! А проблем с жильём нет никаких – приличную комнату в частном секторе можно снять осенью за 500-700 рублей.

ПОДШЕФНЫЙ РАЙОН

На четвёртый день пребывания в Крыму наш автобус взял курс на восток –  в Ленинский район. Он самый большой в Республике Крым  –  2912 квадратных километров (Павловский, для сравнения, – 1788), проживает в нём людей чуть меньше, чем у нас,  –  63 тысячи человек. Район занимает территорию Керченского полуострова и омывается на севере водами Азовского моря, на юге – Чёрного.

На встрече в редакции местной газеты разговор шёл не только о проблемах СМИ, но и о том, чем живёт район. 30 процентов населения – крымские татары (в республике их 10 процентов), 15,5 – украинцы, 54,8 – русские. Есть и церкви, и мечети. По словам местных журналистов, конфликтов на национальной или религиозной почве в районе никогда не было. Люди разных национальностей чтут обычаи друг друга. Например, понедельник, 6 октября, во всей республике был выходным днём в связи с мусульманским праздником Курбан-Байрам.

Преобладающая отрасль в сельском хозяйстве –  овцеводство. Овец в основном разводят татары. В районе несколько сопок с лечебными грязями, более 150 минеральных (сероводородных и углекислых) источников. Функционируют четыре пансионата и более двадцати баз отдыха.

Посёлок Ленина (раньше он назывался Семь Колодцев) приятно удивил прямолинейностью заасфальтированных улиц, множеством ухоженных двухэтажных домов, большим количеством деревьев и цветников. Прямо-таки оазис в полупустыне! Проживает здесь около семи тысяч жителей. В состав района входит город Щёлкино (11 тысяч человек) – самый молодой в республике. Основан он был в 1978 году как посёлок Крымской АЭС. Побывать в нём не пришлось, но, говорят, райцентр мало в чём ему уступает.

Руководители района благодарны Кубани за  помощь. Деньги, которые перечислили наши жители (в основном из своей зарплаты), пошли на решение социальных проблем.

СТАНЕТ ЛИ ЖИЗНЬ ЛУЧШЕ?

Конечно, нас интересовал воп-рос: стали ли крымчане жить лучше после возвращения в Россию?

Побывали на Ялтинском рынке и в магазинах обоих городов. Цены на овощи, фрукты, рыбу такие же, как на Кубани, несколько ниже на мясо и ещё ниже на водку, вино и пиво. Пенсии и зарплаты, хотя и возросли, но российского уровня пока не достигли.

На набережной разговорились с отдыхавшей на лавочке пенсионеркой:

– Пусть живём мы несколько хуже, чем вы. Надеюсь, что это временно. Очень благодарны Путину и депутатам Госдумы, принявшим нас в Россию. Наконец-то мы у себя дома! Теперь я спокойна за внуков (их у меня четверо)  –  ребят не пошлют на братоубийственную войну, будь она проклята! Ещё бы прижать чиновников, которые грабят народ.

И в Ялте, и в Севастополе увидели на улицах несколько баннеров и плакатов, призывающих повести решительную борьбу с коррупцией. Это одна из первоочередных  задач новых крымских властей. В республике, заявил глава региона Сергей Аксёнов, началась масштабная кадровая чистка, «цель которой сломать коррупционную систему изъятия денег у населения».

Удастся ли решить её в новом российском регионе? Очень хочется в это верить.

В. Зинченко.

Фото автора.

18-10-2014_09