К сожалению, приходится снова и снова обращаться к теме дорожной безопасности. Повод – гибель людей на наших дорогах, нередко – очень молодых.
Понятно, что каждый человек, водитель или пешеход, – сам хозяин собственной судьбы, и только от него самого зависит, как вести себя на дороге – осторожно или безрассудно. Но ведь нередко страдают и те, кто не нарушает никаких правил! Их в таких случаях игнорируют другие. Поэтому профилактика аварий – то, что никогда не утратит актуальности.
Собственно, об этом и шла речь на круглом столе в редакции. В разговоре приняли участие начальник отдела ГАИ ОМВД России В.Л. Блажко, глава Павловского сельского поселения М.В. Шмелёв, врач-нарколог ЦРБ Г.Н. Чепрасов, ведущий специалист отдела по делам молодежи районной администрации Н.В. Робертус и инспектора по пропаганде роты ДПС и отдела ГАИ Д.И. Куц и Э. В. Дмитриенко.
Вопросы на круглом столе задавал автор этого текста.
Вот что рассказал В.Л. БЛАЖКО:
– С начала года в районе зарегистрировано 60 ДТП, годом ранее на это время – 75, 13 человек погибли (22) и 76 пострадали (97). С участием детей – 7 аварий (было 12), 8 несовершеннолетних пострадали (год назад раненых было 13, а 1 подросток погиб). Если ориентироваться на статистику, ситуация на дорогах несколько улучшилась, однако она по-прежнему остается очень напряженной. Если говорить о водителях мотоциклов, то погибших в этом году двое – как и в 2013 году. Из жизни ушли пусть и не подростки, но совсем молодые люди.
– Почему случаются такие трагедии?
– Причин немало. Кому-то недостает опыта, а кто-то вообще не имеет прав. ГАИ не в состоянии контролировать некоторые вещи. Например, покупку мотоциклов тем, кто до них еще не дорос. Тут вся ответственность – на родителях, да и просто жители населенных пунктов не должны оставаться в стороне. Вот буквально на днях по улицам Павловской на мотоцикле стал носиться какой-то неизвестный. Догонять его мы не можем – ясно, чем подобное чревато. Но информация от соседей мотолихача или просто тех, кто его знает, очень помогла бы в данном вопросе, но люди молчат.
С другой стороны, у ГАИ последнее время установился неплохой контакт с таксистами. Хотя к ним самим еще немало вопросов, все же кое-какую полезную информацию от них получаем.
В Павловской больше всего транспортных средств, поэтому и число аварий по поселению максимальное – 13. Для сравнения, в наиболее неблагополучной среди периферии Новопластуновской – только 2.
– А сколько аварий приходится на краевые и федеральные дороги?
– Основная часть – 66 процентов. Хотя еще совсем недавно половина ДТП происходила в населенных пунктах района.
– Каково, на ваш взгляд, состояние дорог, разметки и знаков в Павловской?
– Работа в этом плане ведется, и немалая, однако узких мест еще достаточно. Надо ремонтировать улицы, удаленные от центра, – они в плохом состоянии, следует применять желто-белую разметку, в соответствии с новыми требованиями. Её тоже пока нет. Многие улицы очень опасны, т. к. крайне узки. Но их уже не переделаешь. Коллапс нередко возникает на стыке Горького и Гладкова. Сосны перед бывшим райбытуправлением надо убирать, чтобы хоть немного расширить проезжую часть, об этом уже неоднократно говорилось…
– Что обо всем этом думает глава поселения?
М.В. ШМЕЛЁВ:
– Что касается сосен на Горького, то это вопрос общественного мнения. Оно пока против удаления красивых деревьев. О дорожных происшествиях. Их стало меньше. Об этом говорят цифры. Но иногда трудно что-то сделать в силу объективных причин. Например, через улицы Магистральную, Горького и Ленина проходит 14 самых разных маршрутов, то есть от большой интенсивности движения никуда не деться.
Стараемся на таких улицах в первую очередь и дороги ремонтировать, и освещение монтировать, только на Горького в этом году заменили ряд опор для ламп.
На капитальный ремонт дорог в 2014 году направлено более 18,7 миллиона рублей. Еще полтора миллиона – на разметку. В некоторых местах Павловской появились тротуары, в том числе – в местах, примыкающих к школам. Восстановили две тротуарные дорожки возле рынка. Отремонтированы некоторые центральные улицы Павловской, обрезали деревья, препятствующие обзору. ГАИ в этом плане помогает администрации поселения, делая соответствующие предписания. Но не на всё, к сожалению, хватает средств.
Много вопросов по селу Краснопартизанскому. Есть претензии, например, к качеству тротуаров, развязка дорог разделила село на четыре части – не все готовы следовать изменившимся правилам безопасности и т. д.
Не удается пока уйти от ямочного ремонта. Возле детских учреждений не везде есть нужные знаки и «лежачие полицейские». Всеми этими вопросами будем заниматься.
– Сколько всего денег направлено на вопросы дорожной безопасности в этом году?
– Более 25 млн рублей, пять из них – на улучшение освещение.
Д. КУЦ:
– У меня есть вопрос, касающийся как раз освещения. Почему в Павловской в полночь свет выключается и только в шесть утра включается? Ведь от освещения напрямую зависит безопасность водителей и пешеходов.
М.В. ШМЕЛЁВ:
– Вся проблема – в финансировании энергозатрат. Стараемся осветить в первую очередь самые главные улицы Павловской.
Д. КУЦ:
– В соседнем Ленинградском районе положение дел с освещением населенных пунктов гораздо более благополучное. Если говорить о главной улице Горького, то недавняя гибель мотоциклиста случилась там, где света нет…
М.В. ШМЕЛЁВ:
– Согласен, проблема суще-ствует.
– Видимо, надо находить ра-зумный компромисс между дефицитом средств в бюджете и безопасностью людей. Приоритет уверен, должен быть за последним.
Немало аварий происходит по вине тех, кто садится за руль под градусом. Геннадий Николаевич, каково положение дел в сфере контроля и что говорит статистика?
Г.Н. ЧЕПРАСОВ:
– За время с начала года освидетельствование в наркологическом кабинете прошли 2318 человек. Из них сотрудники ГАИ доставили 218. Алкогольное опьянения выявлено у 1433. Большинство – те, кто к вождению транспортных средств никакого отношения не имеет. За рулем под хмельком находились 60 человек. Конечно, и эти цифры немаленькие.
В.Л. БЛАЖКО:
– Надо учитывать еще и тех, кто отказался от медицинской проверки или предпочел выполнить данную процедуру на месте задержания. В общей сложности с начала года выявлено около 250 автовыпивох.
Г.Н. ЧЕПРАСОВ:
– Согласен, ситуация вызывает большие опасения. Но если выявить алкоголь в организме не представляет никакой трудности, то с наркотиками всё гораздо сложнее. Ведь некоторые препараты только совсем недавно внесли в список запрещенных, неудивительно поэтому, что у наркологов отсутствуют средства определения таких психоактивных веществ.
Что касается алкоголя, то содержание его в выдыхаемом в воздухе 0,15 миллиграмма – формальное свидетельство нетрезвого состояния. Если меньше – например, 0,14 млг, – человек считается трезвым. Поэтому из доставленных на освидетельствование за последние полтора месяца 35 человек у 26 уровень алкоголя не доходил до указанной выше границы. Говорят, что кефир и некоторые другие напитки способны давать градусы. Мы у себя экспериментировали с такими напитками, и прибор всегда показывает нули.
– То есть проблема в каком-то смысле носит законодательный характер?
– Безусловно.
Н.В. РОБЕРТУС:
– Когда у подростков результаты проверки на алкоголь допускают двойственное толкование, отдел по делам несовершеннолетних всегда на стороне тех, кому нет 18 лет.
В то же время, если говорить о нелегально разъезжающих на скутерах и других транспортных средствах, то с начала 2014-го в связи с этим рассмотрено только три административных материала. Для сравнения – в прошлом году таких материалов было 11. Двое подростков отказались от медосвидетельствования.
Иногда происходят конфликты с родителями детей. К примеру, претензии к сотруднику ГАИ предъявила одна жительница Октябрьского. Её 16-летний сын ездил по поселку на мотоцикле. Штраф в 5 тыс. рублей показался ей большим. Согласна, деньги немаленькие – тем более для многодетной матери. Но ведь средства на мотоцикл у неё каким-то образом нашлись. В конце концов заплатила указанный штраф.
Д.И. КУЦ:
– На посту Цукерова Балка за 9 месяцев сотрудники роты ДПС задержали 216 человек, перевозивших наркотики. Остается только догадываться, сколько из них управляли автомобилем после принятия психоактивных препаратов.
Э.В. ДМИТРИЕНКО:
– Родительские собрания с участием сотрудников ГАИ – бесспорно, действенная профилактическая мера, поскольку «шоковая терапия», когда взрослые могут увидеть печальные последствия аварий на фотографиях, приносит свои результаты. Если за весь 2013-й таких собраний в школах было 9, то за неполный 2014-й – 15.
Только не во всех школах района педагоги пытаются организовать такие встречи с сотрудниками ГАИ.
Не было их в текущем году, скажем, в СШ № 15 (хут. Средний Челбас), № 6 (ст. Новолеушковская), в девятилетке № 21 (хут. Первомайский) и некоторых других учреждениях района. Хотелось бы, чтобы в управлении образованием обратили на это внимание.
– Представители данного управления приглашались на круглый стол. Но никто не явился. Сослались на приезд проверяющих из Краснодара. Видимо, это важнее, чем детская безопасность…
Вот такая получилась беседа. Статистика, может быть, и улучшилась, но реалии не дают решительно никаких поводов уже благодушия. Между тем даже некоторые элементарные вопросы до сих пор висят в воздухе. К примеру, в школах не торопятся предоставлять сотрудникам ГАИ информацию о тех учащихся, кто бесконтрольно ездит на скутерах. Делаются при этом нелепые ссылки на закон о персональных данных. Ну при чем здесь этот закон, если речь идет о жизни и здоровье молодых людей?
В любом случае разговор был полезным.
Е. Власенко.
P.S. На встречу в редакции не пришёл и руководитель Крыловского дорожного филиала краевого ГКУ «Краснодаравтодор» И.А. Хвостик.