К сожалению, приходится снова и снова обращаться к теме дорожной безопасности. Повод – гибель людей на наших дорогах, нередко  – очень  молодых.

28-10-201_17Понятно, что каждый человек,  водитель или пешеход,  – сам хозяин собственной судьбы, и только от него самого зависит, как вести себя на дороге – осторожно или безрассудно.  Но ведь нередко страдают и те, кто  не нарушает  никаких правил! Их в таких случаях игнорируют  другие. Поэтому профилактика  аварий  – то, что никогда не утратит актуальности.

Собственно, об этом и шла речь на круглом столе в редакции. В разговоре приняли участие начальник отдела ГАИ ОМВД России В.Л. Блажко, глава Павловского сельского поселения М.В. Шмелёв, врач-нарколог ЦРБ Г.Н. Чепрасов, ведущий специалист отдела по делам молодежи районной администрации Н.В. Робертус и инспектора по пропаганде роты ДПС и отдела ГАИ Д.И. Куц и Э. В. Дмитриенко.

Вопросы на круглом столе задавал автор этого текста.

Вот что рассказал В.Л. БЛАЖКО:

– С начала года в районе зарегистрировано 60 ДТП, годом ранее на это время  –  75, 13 человек погибли (22) и 76 пострадали (97). С участием детей  – 7 аварий (было 12), 8 несовершеннолетних пострадали (год назад раненых было 13, а 1 подросток погиб). Если ориентироваться  на статистику, ситуация на дорогах несколько улучшилась, однако она по-прежнему остается очень  напряженной. Если говорить о водителях мотоциклов, то погибших в этом году двое –  как и в 2013 году. Из жизни ушли пусть и не подростки, но совсем молодые люди.

– Почему случаются такие трагедии?

– Причин немало. Кому-то  недостает опыта,  а кто-то вообще не имеет прав. ГАИ  не в состоянии контролировать  некоторые вещи. Например, покупку мотоциклов тем, кто до них еще не дорос. Тут вся ответственность  – на родителях, да и просто жители населенных пунктов не должны оставаться в стороне. Вот буквально  на днях по улицам   Павловской на мотоцикле стал носиться какой-то неизвестный. Догонять его  мы не можем – ясно, чем подобное чревато. Но информация от соседей мотолихача или просто тех, кто его знает, очень  помогла бы  в данном вопросе, но люди молчат.

С другой стороны, у ГАИ  последнее время установился неплохой контакт с таксистами. Хотя к ним самим еще немало вопросов, все же кое-какую полезную информацию от них получаем.

В Павловской больше всего транспортных средств, поэтому и число аварий по поселению максимальное – 13. Для сравнения, в наиболее неблагополучной среди периферии  Новопластуновской  – только 2.

– А сколько аварий  приходится на краевые и федеральные дороги?

– Основная часть – 66 процентов. Хотя еще совсем недавно  половина ДТП происходила в  населенных пунктах района.

– Каково, на ваш взгляд, состояние дорог, разметки и знаков в Павловской?

– Работа в этом плане ведется,  и немалая,  однако узких мест еще достаточно. Надо ремонтировать улицы, удаленные от центра, –  они в плохом состоянии, следует  применять желто-белую разметку, в соответствии с новыми требованиями. Её тоже пока нет. Многие  улицы очень опасны, т. к. крайне узки. Но их уже не переделаешь.  Коллапс нередко возникает на стыке Горького и  Гладкова. Сосны перед бывшим райбытуправлением надо убирать, чтобы хоть немного расширить проезжую часть, об этом уже неоднократно говорилось…

– Что  обо всем этом думает глава поселения?

М.В. ШМЕЛЁВ:

– Что касается  сосен на Горького, то это вопрос общественного мнения. Оно пока против удаления красивых деревьев. О дорожных происшествиях. Их стало   меньше. Об этом говорят цифры. Но иногда трудно что-то сделать в силу объективных причин. Например, через улицы Магистральную, Горького и Ленина  проходит 14 самых разных маршрутов, то есть от большой интенсивности движения никуда не деться.

Стараемся на таких улицах в   первую очередь и дороги ремонтировать, и освещение монтировать, только на Горького в этом году  заменили ряд опор для ламп.

На капитальный ремонт дорог в 2014 году  направлено более 18,7 миллиона рублей. Еще полтора миллиона  – на  разметку. В некоторых местах Павловской  появились тротуары,  в том числе – в местах,  примыкающих к школам.  Восстановили две тротуарные дорожки возле рынка. Отремонтированы некоторые центральные улицы Павловской, обрезали деревья, препятствующие обзору. ГАИ в этом плане помогает администрации поселения, делая соответствующие предписания. Но не на всё, к сожалению, хватает средств.

Много вопросов по селу Краснопартизанскому. Есть претензии, например, к качеству тротуаров, развязка дорог разделила село на четыре части – не все готовы следовать изменившимся правилам безопасности и т. д.

Не удается пока уйти от  ямочного ремонта. Возле детских учреждений не  везде есть  нужные знаки и «лежачие полицейские». Всеми этими вопросами будем заниматься.

 –  Сколько всего денег направлено на вопросы дорожной безопасности в этом году?

– Более 25 млн рублей, пять из них – на улучшение освещение.

Д. КУЦ:

– У меня есть вопрос,  касающийся как раз освещения. Почему в Павловской в полночь свет выключается и только в шесть утра включается? Ведь от освещения  напрямую зависит безопасность водителей и пешеходов.

М.В. ШМЕЛЁВ:

– Вся проблема  – в финансировании энергозатрат. Стараемся осветить в первую очередь самые главные улицы Павловской.

Д. КУЦ:

– В соседнем Ленинградском районе положение дел с освещением населенных пунктов гораздо более благополучное. Если   говорить о главной улице Горького, то недавняя гибель мотоциклиста случилась там, где света нет…

М.В. ШМЕЛЁВ:

– Согласен, проблема суще-ствует.

– Видимо, надо  находить ра-зумный компромисс между дефицитом средств в бюджете и безопасностью людей. Приоритет уверен, должен быть за последним.

Немало аварий происходит по вине тех, кто садится за руль под градусом. Геннадий Николаевич, каково положение дел в сфере контроля и что говорит статистика?

Г.Н. ЧЕПРАСОВ:

 – За время с начала года освидетельствование в наркологическом кабинете  прошли 2318 человек. Из них сотрудники ГАИ доставили 218. Алкогольное опьянения выявлено  у 1433. Большинство –  те, кто к вождению транспортных средств никакого отношения не имеет. За рулем под хмельком находились 60 человек. Конечно, и эти цифры немаленькие.

В.Л. БЛАЖКО:

–  Надо учитывать еще и тех, кто отказался от медицинской  проверки или предпочел  выполнить данную процедуру на месте задержания. В общей сложности с начала года выявлено около 250 автовыпивох.

Г.Н. ЧЕПРАСОВ:

– Согласен,  ситуация вызывает большие опасения. Но если выявить алкоголь в организме  не представляет никакой трудности, то с наркотиками всё гораздо сложнее. Ведь некоторые  препараты только совсем  недавно внесли в  список запрещенных,  неудивительно  поэтому, что  у наркологов отсутствуют средства определения  таких психоактивных веществ.

Что касается алкоголя, то содержание его в выдыхаемом в  воздухе 0,15 миллиграмма –  формальное  свидетельство нетрезвого состояния. Если меньше  – например, 0,14 млг, – человек считается трезвым. Поэтому из  доставленных на освидетельствование за последние полтора месяца 35 человек у 26 уровень алкоголя не доходил до указанной выше границы. Говорят, что  кефир и некоторые другие напитки способны давать  градусы. Мы у себя экспериментировали с такими напитками,  и прибор всегда показывает нули.

– То есть проблема в каком-то смысле носит законодательный характер?

–  Безусловно.

Н.В. РОБЕРТУС:

–  Когда у подростков результаты проверки на алкоголь  допускают двойственное толкование, отдел по делам несовершеннолетних всегда на стороне тех,  кому нет 18 лет.

В то же время,  если говорить о  нелегально разъезжающих  на скутерах и других транспортных средствах, то с начала  2014-го  в связи с этим рассмотрено только три административных материала. Для сравнения  – в прошлом году таких  материалов  было 11. Двое подростков  отказались от медосвидетельствования.

Иногда  происходят конфликты с родителями детей. К примеру, претензии к сотруднику ГАИ предъявила одна жительница Октябрьского. Её 16-летний сын ездил по поселку на мотоцикле. Штраф в 5 тыс. рублей показался ей большим. Согласна, деньги  немаленькие  – тем более для многодетной матери. Но ведь средства на мотоцикл у неё каким-то образом нашлись. В конце концов заплатила указанный штраф.
Д.И. КУЦ:

– На посту Цукерова Балка за  9 месяцев сотрудники роты ДПС  задержали 216 человек, перевозивших наркотики. Остается только догадываться, сколько из них управляли автомобилем после  принятия психоактивных препаратов.

Э.В. ДМИТРИЕНКО:

– Родительские собрания с  участием сотрудников ГАИ – бесспорно, действенная профилактическая мера, поскольку  «шоковая  терапия», когда  взрослые могут увидеть печальные последствия аварий на фотографиях, приносит свои результаты. Если за весь 2013-й таких собраний в школах было 9, то за неполный 2014-й   –  15.

Только не во всех  школах района педагоги пытаются  организовать такие встречи с сотрудниками ГАИ.

Не было их в текущем году, скажем,  в СШ № 15 (хут. Средний Челбас), № 6 (ст. Новолеушковская), в девятилетке № 21 (хут. Первомайский) и некоторых других учреждениях района. Хотелось бы, чтобы в  управлении  образованием обратили на это внимание.

–  Представители данного управления  приглашались на круглый стол. Но никто не явился. Сослались на приезд проверяющих из Краснодара. Видимо, это важнее, чем детская безопасность…

Вот такая получилась беседа. Статистика, может быть, и улучшилась, но реалии не дают решительно никаких поводов уже благодушия. Между тем даже некоторые элементарные  вопросы до сих пор висят в воздухе. К примеру, в школах не торопятся предоставлять сотрудникам ГАИ информацию о тех учащихся, кто бесконтрольно ездит на скутерах. Делаются при этом нелепые ссылки на закон о персональных данных. Ну при чем здесь этот закон, если речь идет о  жизни и здоровье молодых людей?

В любом случае  разговор был полезным.

Е. Власенко.

P.S. На встречу в редакции не пришёл и руководитель Крыловского дорожного филиала краевого ГКУ «Краснодаравтодор» И.А. Хвостик.