«Единство» уделяет определенное внимание вопросам рыбоводства в районе, но видимо,  недостаточное. Потому что дискуссия в редакции получилась очень  оживленной. Это свидетельство того, что некоторые болевые точки носят хронический характер, то есть не решаются многие годы.
Те, кто занимается рыбой, явно нуждаются в содействии, но его,  к сожалению, недостает.

11-11-2014_06 Доказательство, пусть и косвенное, – хотя бы в том, что на беседу в редакцию не пришла  специалист муниципального бюджетного  учреждения  «Многофункциональный центр «Павловский» А.В. Порядина, которой поручено курировать это  направление предпринимательства в районе. Сослалась на занятость. Может быть, именно поэтому нашим местным рыбоводам приходится, что называется, вариться в собственном соку. Будь это иначе, не пришлось бы снова и снова обсуждать то,  что обсуждалось уже многократно.

В круглом столе приняли участие  помощник прокурора района Д.А. Демьяненко, а также владельцы и арендаторы прудов генеральный директор ЗАО КПП «Павловский» В.А. Вербовой, Н.П. Ивахненко, А.И. Нехаев и В.А. Курдияшко.

Людей не так много, но они говорили о том, что волнует всех их сотоварищей по цеху без исключения.

Вёл круглый стол (а больше слушал)  автор этих строк.

Вот как проходила беседа:

В.А. ВЕРБОВОЙ:

– Мы будем  топтаться на одном месте до тех пор, пока рыбоводство не станет у нас в стране отдельной отраслью. Только тогда мы ощутим  настоящую поддержку, которая включает в себя и содействие в приобретении кормов  и малька для зарыбления, и помощь в реализации товарной рыбы.

Вот передо мной поставили задачу выловить 84 тонны рыбы в будущем году. Если закрыть на все глаза, то цель эту достигнуть можно,  но вот что получается. На сегодняшний день  клиенты хотят брать рыбу большой навески, а не двухкилограммовую. Поэтому надо время. Другая  сложность в том, что в нашем  бизнес-плане стоимость килограмма рыбы  определена в размере 110 рублей. Но кто её сейчас купит по такой цене? Это нереально. Продаем в действительности по 35-40 рублей.  На рынке оптовики доводят стоимость до 50-60 рублей.

Надо брать во внимание и тот факт,  что водоемы у всех разные. Есть такие,  где, приспустив воду, рыбу брать легко. Но если водоём  русловый, поросший камышом, отлов  становится куда более сложным. Однако во внимание это, когда доводят планы, не берётся.

– Сколько вылавливаете сейчас в течение недели?

– Килограммов по четыреста, но даже столь  скромное количество непросто реализовать.

Но и это не все проблемы. Раньше не надо было платить  арендную плату за пруд, теперь от этой части расходов  никуда не деться. А взять дамбы! Они постоянно разрушаются, потому что  по ним ездят все без исключения. Но ремонтировать  дамбы, которые как бы ничейные, кроме нас, рыбоводов, никто не торопится. А ведь  работы совсем не дешевые.

– А со специалистами  как?

– Очень плохо. Их сегодня просто нет. В 80-х годах в рыбхозе  был свой рыбовод,  женщина отлично разбиралась во всех тонкостях профессии,  тогда в СССР даже специальный институт был, где готовили рыбоводов. Его давно уже не существует.

– Проверками вас не досаждают?

– Если бы! Нам только дали водоём, и тут же нагрянул Россельхознадзор. Нашли какие-то недостатки, и тут же выписали штраф. И из края тоже приезжали, найдя к чему придраться. Цель таких проверок одна  – наказать, а не помочь.

А.Д. ДЕМЬЯНЕНКО:

–  По закону такие проверки проводятся не чаще чем раз  в три года.

В.А. ВЕРБОВОЙ:

– И за один раз отдаем столько денег,  сколько не платим за 10 лет! Где же помощь рыбоводам?!

А.И. НЕХАЕВ:

– Не менее важный вопрос – охрана водоемов. По закону при задержании  браконьера надо вызывать полицию. Но пока её дождешься, злоумышленники уже будут далеко. Это настоящий  бич!

– Что может сделать  прокуратура, кроме контроля за частотой проверок?

Д.А. ДЕМЬЯНЕНКО:

– Мы всегда на стороне закона. Если кто-то покушается на чужую собственность, значит,  надо привлекать к ответственности. Писать соответствующие  заявления в полицию. А это –  немало. Есть заявление  – должна быть проверка. Мы за этим всегда очень следим. Теперь за несанкционированную ловлю рыбы предусмотрена не административная, а уголовная  ответственность.

А.И. НЕХАЕВ: 

– К сожалению, далеко не все это осознают. Браконьер не понимает,  что я, являясь арендатором пруда, одновременно и собственник.

– Неужели так много любителей дармовой рыбы?

– Их больше чем достаточно! Каждый вечер на воде по два десятка лодок. А что я могу сделать? Выстрелить  из ракетницы? И что дальше?

Площадь моего  второго водоема  –  120 гектаров. Попробуй проследи за такой акваторией! Собираюсь бросать этот водоём. Когда только брал его в  аренду, созывал  сход местных рыбаков. Пришло их больше сотни. Объяснил всем ситуацию,  предупредил об ответственности. Но толку от того разговора,  как стало ясно, никакой!

– Надо бы снова внести ясность и в вопрос о том, какие права у рыбаков-любителей, хотя газета неоднократно помещала информацию на этот счет.

Д.А. ДЕМЬЯНЕНКО:

– Согласно приказу Росрыболовства от 2008 г. № 149, для спортивного и любительского рыболовства в прудах и обводных карьерах,  находящихся в собственности граждан или  юридических лиц, необходимо согласие собственников указанных водных объектов.

Некоторые ссылаются на так называемую аборигенную рыбу, ту, которая была в водоемах до зарыбления. Однако  хочу ещё раз проинформировать о том, что в законах  термин «аборигенная рыба» вообще не используется.

– А где сегодня торгуют рыбой арендаторы и владельцы водоемов?

А.И. НЕХАЕВ:

– Кто где может! Я, например, обратился с просьбой разрешить мне торговать на                    ул. Советской. Последовал отказ. Хотя ейчане там почему-то продают.

– Видимо, нелегально…

– Еще одна «приятная» новость для арендаторов заключается в том, что, если они не выполняют план по отлову рыбы,  водоемы у них отбирают. Раньше такого не было.

В.А. КУРДИЯШКО:

– В этом году я поймал около ста тонн рыбы. Продать её пришлось по 25-30 рублей за килограмм. Дороже  никто брать не хочет! А в  договоре аренды у меня отпускная цена значится 110 рублей!

В такой ситуации денег на многие важные статьи расходов просто не хватает. Купил недавно новый невод, мотор «Ямаха»,  две лодки – и остался ни с  чем.

Хочу поддержать коллег относительно охраны прудов. Этот вопрос не решается никак уже много лет. Если я, к примеру, кого-то захочу задержать на водоеме за незаконную рыбалку и нечаянно ударю, то могу сесть в тюрьму. Разговаривать с браконьерами сегодня очень сложно. Они, выбросив из лодки рыбу и сети, запросто могут сказать: докажи, что это мое! С другой стороны – я не имею права  без полицейских забирать орудие лова.

А.Н. НЕХАЕВ:

– А до участкового в подобных случаях порой не  дозвонишься…

В.А. ВЕРБОВОЙ:

– У нас, помню, в рыбхозе был инспектор. Ему помогали общественные инспектора. Часто проводились рейды. Все было отработано! Сейчас такого давно уже нет.

Д.А. ДЕМЬЯНЕНКО:

– В такой ситуации сами рыбоводы должны как-то  противостоять браконьерам. Делать все,  что требуется, включая  конфискацию  орудий лова. Противоречий закону я тут не вижу. Ведь  арендатор, как мы сказали раньше, –    тот же собственник. Но без привлечения полиции тут не обойдешься. А мы возьмем эти вопросы на  контроль.

В.А. КУРДИЯШКО:

–  В сентябре мы начинаем ловить рыбу и спускаем немного воду в прудах, иначе  сложно. Так за это на нас жалуются в прокуратуру! С другой стороны, снижая уровень воды, мы  в какой-то степени предупреждаем  весенние подтопления, когда вода из Челбаса заходит  в  огороды  станичников. На зиму мы поэтому и спускаем немного воду.

– Николай Павлович, вы сегодня молчите, наверное, и вам есть что сказать…

Н.П. ИВАХНЕНКО:

– Конечно, есть, хотя я полностью поддерживаю то, что здесь говорится. На меня тоже  пытались  жаловаться в прокуратуру. Последовали проверки, но ничего не подтвердилось. Никаких недостатков не выявили. И трафареты у меня на водоеме были, но злоумышленники их посрывали. А некоторые умудряются сваливать  навоз на самом берегу. В качестве оправдания   говорят при этом, что  он не свиной. А разница какая!  Бросают  у воды  пустые бутылки, мусор и так далее. Противостоять такому отношению к  экологии крайне сложно.

– А как с браконьерами боретесь?

– Если сетки нахожу, забираю их, ведь  в них нередко попадает совсем еще мелкая рыбёшка,  которой расти и расти.

– А с берега на удочку ловить разрешаете?

– Конечно. Кстати, и на меня  тоже жаловались по поводу затопления от пруда, только не огорода, а подвала. Потом выяснилось, что у автора письма подвала вообще нет! Если говорить в целом, то охрана водо-емов –  один из самых острых вопросов.

В.А. КУРДИЯШКО:

– Когда выезжаешь на пруд вдвоем, а там  –  десять  пьяных  пытаются «рыбачить», это небезопасно. Поэтому хочу внести  следующее предложение: мы, рыбоводы,  готовы платить человеку за  охрану наших водоемов из собственных карманов. Но где его  взять?

В.А. ВЕРБОВОЙ:

– Главное – в том, что у такого человека должны быть соответствующие полномочия, дающие ему возможность действовать в  рамках  закона.

– Наверное,  такого рода  вопрос можно решить только на краевом уровне…

– Согласен…

– Только   простейшее, казалось бы, дело –  заиметь охранника  частной собственности –  наверняка утонет в нашем бюрократическом болоте. Должна быть какая-то воля свыше. Её-то и нет!

В.А. КУРДИЯШКО:

– Пару лет назад к  нам в Старолеушковскую приезжал штатный рыбинспектор из Приморско-Ахтарска. Он штрафовал браконьеров, выписывая всем задержанным по тысяче рублей. После этого на долгое время желание браконьерничать у  многих отпало. Но потом все опять стало  по-старому. Но вызвать такого рыбинспектора в район крайне сложно.

А.И. НЕХАЕВ:

– Скажу еще о стоимости рыбы. Если бы навели порядок в реализации на рынке, мы бы продавали гораздо дешевле. От этого  выиграло бы большинство. Но пока все  козыри у перекупщиков…

Вот такой получился разговор. Несложно понять, что вопросов очень много, а ответов на них нет. Рыбоводы надеются, что те, от кого в районе зависят хоть какие-то решения,  хотя бы попытаются что-то сделать, чтобы помочь брошенному на произвол судьбы направлению в предпринимательстве.

Е. Власенко.

В последние годы на Кубани производится ежегодно около 11 тысяч тонн товарной рыбы, и,  как считают в  региональном министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, этот показатель может быть многократно увеличен. При условии, если использовать все имеющие резервы.

Развитию отрасли способствует господдержка товарного рыбоводства, оказываемая в рамках краевой  целевой программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края», принятой по инициативе губернатора А.Н. Ткачёва  депутатами кубанского парламента и  рассчитанной на 2012-2014 годы.

Произвести товарной рыбы на Кубани в 2014 году планируется более 12 тысяч тонн, а доходную часть местного бюджета пополнить более чем на 120 миллионов.