Мой любимый хутор Шевченко находится недалеко от станицы Павловской и тянется вдоль правого берега Сосыки на несколько километров. Живописные эти места стала обитаемыми 140 лет назад. 13 марта 1874 года Кубанское правление выделило участок войсковому старшине Асону Белому в размере 376 десятин 1400 квадратных саженей. Хуторок стал называться Асоновым, а позже, в 20-х годах прошлого века, переименован в память об украинском поэте Тарасе Шевченко.

06-12-2014_18Зажиточные казаки строили на хуторе просторные дома, в которых было по 2-3 комнаты, обязательно с русской печью с лежанкой, на которой грелись или спали. Была и просторная деревянная веранда, там в теплое время года семья обедала и играли дети. Во дворе стоял сарай-амбар, где держали домашних животных и хранили зерно. В погребник (погреб) опускали соленья в бочках, хранили урожай.

На таком кубанском подворье мне посчастливилось бывать и даже жить по несколько месяцев в году у дедушки Давида Константиновича Стадника и бабушки Натальи. На этом снимке из моего семейного архива они тоже есть. Возможно, читатели моего поколения их узнали. Дед работал продавцом в ларе колхоза «За мир и труд» на павловском рынке. Бабушка держала корову и отпаивала меня молоком и сливками. Огород у них был 70 соток, на столе – всё свое… Хозяева, словами не передать!

В

месте с моими родными благодарно вспоминаю многих старожилов – династии Кучер, Краснянских, Прокопец, Лелюх, Волошко, Диких, Затоновых и Вербицких.

Судьба снова свела меня с хутором. Уже пятнадцать лет я возглавляю ветеранскую организацию  ОАО «Племзавод «За мир и труд». Три-четыре раза в год езжу на малую родину. Чтобы проведать заслуженных людей. Здесь живут участники Великой Отечественной войны  Михаил Алексеевич Кучер, Николай Иванович Гончаров, Борис  Михайлович Гусев, труженики тыла Раиса Прокофьевна Краснянская, Александра Васильевна Мацнева, Николай Григорьевич Прокопец, Надежда Васильевна Лелюх, Мария Андреевна Волошко, Нина Корнеевна Спиридонова, Василий Сергеевич Харченко, Галина Ильинична Кучер.

Все они с раннего возраста работали в колхозе, трудовой стаж их по 45-60 лет. Десять лет мы готовили им продуктовые наборы, а в последнее время вручаем деньги.

М

ногие хутора на Кубани за последние 20 лет стали бесперспективными, люди покинули дома, все поросло травой. Но я очень рада, что хутор Шевченко развивается. Правда, число коренных жителей сохраняется на одном уровне. Так хочется, чтобы вновь прибывшие соблюдали те же законы совести и традиции, что и предыдущее поколение хуторян.

Н. Мышко.

Ст. Павловская.