09-12-2014_17В номере «Единства»  от 30 августа под рубрикой «Машины, на которых мы ездим» было рассказано о таких моделях «Жигулей», как «четвёрка», «пятёрка» и «семёрка». Нельзя поэтому умолчать о «девятке» и её модификациях – ВАЗ‑21099, 2108, 2115.

Эта переднеприводная модель ВАЗ была в своё время очень популярна среди российских автолюбителей. Скорее всего, потому, что долгое время оставалась единственной с ведущими передними колёсами на просторах нашего Отечества.

Она давно не выпускается, но любовь к ней наших мужчин (да и женщин), видимо, исчезнет ещё не скоро. Главные аргументы в пользу такой страсти, конечно же, дешевизна подержанных авто и отсутствие больших затрат на ремонт. О надёжности, к сожалению, говорить не приходится. Только два из нелестных прозвища «девятки» – «погремушка» и «зубило» – достаточно красноречивы.

Комфорт водителя – спорный вопрос, скорее он – дело привычки. Рычаг переключения передач рослый человек будет искать под правой коленкой. Случайно включить заднюю передачу вместо передней по неопытности несложно. Печка тёплая, замена её крана требуется по сравнению с «классикой» гораздо реже.

Модель ВАЗ‑2115 внешне и внутренне симпатичнее, но в цене проигрывает. Комфорт пассажиров на заднем сиденье терпим, если их двое и они ниже среднего роста; пассажирам высотой от метра восемьдесят «шляпу снять, голову склонить». Передние сиденья жиденькие, при серьёзной аварии отнюдь не безопасные.

Двигатели – объёмом 1300 и 1500 см кубических. Первый слабее и при обрыве ремня газораспределительного механизма попросит основательного ремонта. Второй, что помощнее, этой болезнью не страдает. До среднего ремонта – замены поршневых колец – при качественной сборке, грамотной эксплуатации и применении полусинтетического масла дохаживает до 200 тысяч километров. Переделка мотора под бензин А‑76 теоретически возможна, но технически сложнее (требуется доработка камер сгорания, установка масляных форсунок охлаждения поршня), чем переделка «классических» моторов. Экономически это вряд ли оправдано. Моторы производятся в двух версиях – карбюраторные и инжекторные (с системами впрыска бензина). Надёжнее – карбюраторные, долговечнее (по крайней мере, теоретически) – инжекторные. Инжекторные имеют менее токсичный выхлоп, если исправны, конечно. Расход бензина мало зависит от системы питания двигателя, скорее – от гоночных амбиций водителя. Множество вариантов блоков управления системами впрыска требует для обслуживания таких моторов определённых знаний. Все моторы, возможно, могли бы быть ещё долговечнее, если бы не была отвергнута технология расточки блока цилиндров, предлагавшаяся в своё время фирмой Porshe – установка перед операцией фальшголовки, создающей напряжение в материале блока.

При капитальном ремонте двигателей (и сопутствующей ему расточке блока) эту технологию применяли некоторые «кустари». При тщательном выполнении работ капитально отремонтированные двигатели ходят дольше заводских. Правда, такой ремонт требует соответствующих финансовых затрат.

ВАЗ выпускал в своём опытно‑промышленном производстве карбюраторный мотор объёмом 1.6 л с немного увеличенным по сравнению с двигателем 1.5 л ходом поршня. Мотор весьма интересный – при использовании распредвала с изменённой конфигурацией кулачков и других распространённых комплектующих (и, видимо, сохранении ресурса) мощность и тяга увеличивается.

Хроническая болезнь – недолговечность сцепления. Обусловлена худшей соосностью (по сравнению с «классикой») первичного вала КПП и коленвала двигателя, а также спортивными наклонностями водителей. Замена комплекта сцепления раз в 30 000 км пробега – обычное дело.

Коробка передач – только пятиступенчатая. Электрооборудование в последние годы выпуска стало несколько надёжней благодаря применению модернизированного блока предохранителей и реле. Контакты задних фонарей из‑за проникновения влаги быстро корродируют, из‑за чего при включении стоп‑сигналы или указатели поворота перемигиваются. Электростеклоподъёмники и приводы «центрального замка» быстро выходят из строя, особенно – зимой.

Система стеклоомывателя мудрена и несовершенна одновременно: надёжность низка, алгоритм эксплуатации требует определённых навыков.

Среди «бэушных» переднеприводных на рынке много автомобилей после аварии – возможно, из‑за того, что основная часть владельцев склонна к определённому лихачеству.

В. Давиденко.

Ст. Павловская.