После Нью‑Йорка и Лас‑Вегаса трудно чем‑то удивить. Рио и не удивляет. Он, скорее, ошеломляет какой‑то сказочной красотой, сотворённой Её Величеством Природой. Бескрайний океан, острова, причудливые горы и атлантический лес в лучах тропического солнца приобретают фантастические очертания.
Если и есть рай на земле, то быть он должен где‑то неподалёку. Нечто подобное сказал португальский мореплаватель Гаспар де Лемуш, случайно открывший эту землю в 1502 году.
Тревожные              перекрёстки
Расстояние от Москвы (авиазигзаг – через Мадрид) – 11,5 тыс. км. Солнце в Рио‑де‑Жанейро восходит на пять часов позже, чем на Кубани. Но в южном полушарии, за экватором, это гигантское светило действует на кожу совсем не так, как в северном. Умудряешься дико обгореть даже в пасмурные дни при слегка моросящем дождике. Суровая необходимость заставляет купить шляпу – органически чуждый головной убор.
Описать город, в котором около 6,3 млн жителей, называющих себя «кариока» (в Большом Рио – 12 млн), довольно непросто по причине его бесконечной многоликости. В нём в этом смысле есть что‑то от Лондона, но загадочность Рио имеет, бесспорно, свою собственную составляющую, трудно постижимую и очень далёкую от Туманного Альбиона. И в географическом, и в любом ином отношении. «Нет на свете города более красивого, чем Рио. И нет более непредсказуемого и необъятного. Понять его до конца не дано никому», – слова принадлежат С. Цвейгу. Но в чём она – эта непредсказуемость? Может быть, в опасности, которая подстерегает того, кто ведёт себя там так же легкомысленно, как в Европе?
По уровню преступности ООН ставила Рио‑де‑Жанейро на второе место после Чикаго ещё в 70‑х, но с тех пор криминогенная ситуация значительно ухудшилась. Напряжение витает в воздухе на каждом более или менее значимом перекрёстке Рио, если речь не идёт о самом центре. Такое напряжение, помню, пришлось однажды кожей ощутить в нью‑йоркском Гарлеме в самый разгар дня, когда шёл к афроамериканскому театру «Аполло». Только тут градус «непредсказуемости» заметно выше.
В Рио недалеко от музея наивного искусства на автобусной остановке, побывав на горе Корковадо, пообщался с двумя местными жителями. Она – с венгерскими корнями, он – бразилец со светлой кожей. Посоветовали не носить часы на руке и почаще прятать фотокамеру в сумку, дабы не искушать кого не надо. По словам случайных знакомых, ежегодно в городе убивают более десяти тысяч человек. Не знаю, насколько верны эти цифры, но о подобном приходилось читать и самому. Каждый день, согласно одному источнику, в перестрелках в Рио погибает около 15‑18 человек. Опасность исходит из фавел, трущоб, опоясывающих Рио повсеместно весьма отталкивающими гирляндами. Фавел – несколько сотен. Они, по сути, – минигосударства в государстве. Власти в жизнь трущоб практически не вмешиваются. Уровень жизни тут очень низкий. Часто нет элементарных удобств. Антисанитария зашкаливает. Говорят, что люди здесь рождаются с оружием в руках.
Фавела Росинья – самая большая в Рио. Основная часть её жителей (до четверти миллиона) – выходцы из северо‑восточных провинций Бразилии, приехавшие в город в поисках работы.
Отправиться в Росинью (да и в другие фавелы) без сопровождения – крайне безрассудное решение, во всяком случае с кошельком и фотокамерой лучше распрощаться заранее, хотя трущоба эта – сравнительно цивилизованная. По крайней мере – в большинстве домов есть электричество и элементарные удобства.
Идёшь по городу и невольно замечаешь там и сям то бесцельно слоняющихся чернокожих пареньков, то фигуры спящих на какой‑нибудь картонной упаковке из‑под холодильника бездомных. Днём! Стемнеет, и они наверняка встанут на «тропу войны» в поисках пропитания. В фильме «Город Бога» обо всём этом рассказывается достаточно красноречиво. Недаром на улицах так много полицейских –  как ни в одном другом городе мира. Но Рио такой огромный, что всё равно не хватает! Стоят всегда по двое, а то и по трое. За поясом – немалых размеров пистолеты, таким наши «коротышки» ПМ явно не конкуренты. Как и российские инкассаторские машины – тем, что в Рио. Там – настоящие броневики. Тема эта, впрочем, неисчерпаема. Лучше – об архитектуре и достопримеча-тельностях.
Вспоминая Лиссабон
Бывшая (до 1960 г.) столица Соединённых Штатов Бразилии в некоторых местах сильно напоминает Лиссабон. Сказывается единство культур на основе общей истории и языка. Некоторые здания в самом центре обложены, как и в главном городе Португалии, красочной плиткой азулежу. В прочих местах её нет. Зато тротуары – повсеместно в мозаике из гладких кусочков белой и серой керамики. Сходство – стопроцентное. Но потом оно обрывается. Дома – самых разных архитектурных стилей, немало современных и одноликих много-этажек, есть кварталы небоскрёбов, полно и старинных зданий, возведённых в духе классицизма, барокко и модернизма. Очень красивы, например, дворцы Тирадентес, где заседает Законодательное собрание штата Рио‑де‑Жанейро, эклектический Гуанабара (так называется и залив города, ошибочно принятый за устье реки в самом начале 16 века), штаб‑квартира правительства штата. Ведущая ко дворцу Rua Paissandu, обсаженная вековыми пальмами, – одна из самых живописных улиц. Здесь даже воздух пахнет по‑особому, благо-родно.
Великолепно здание городского театра, построенное по образцу Оперы Гарнье в Париже. В нём когда‑то выступали Сара Бернар и Игорь Стравинский. Королевская библиотека – дань стилю мануэлино, что, бесспорно, роднит её с монастырём Св. Иеронима в Лиссабоне. Совсем иной облик, простой и строгий, у императорского дворца – бывшей резиденции губернатора Рио. Тут короновались бразильские короли, здесь же в 1888‑м подписали указ об отмене в стране рабства, а 66‑ю годами ранее провозгласили независимость от Португалии.
В Рио жил и творил великий Оскар Нимейер. Его «идеальная» усадьба – над упомянутой выше фавелой Росинья – одно из первых произведений столь модной теперь «зелёной» архитектуры. Здание общей площадью 1200 кв. метров окружено прекрасным садом с большим перепадом высот.
Гениальный архитектор – автор проекта самбодрома, созданного в 1984 году. От центра до него – минут 20 ходьбы. На 700‑метровой улице с трибунами по обеим сторонам в феврале начнётся карнавал – самое великое безумие Рио. Сегодня самбодром, вмещающий более 60 тысяч зрителей, совершенно пуст. Входы в него перекрыты воротами под замком, но подготовка к карнавалу не прекращается ни на один день. В т.н. городе самбы в портовом районе Gamboa круглый год можно наблюдать, пусть и не бесплатно, за работой дизайнеров и мастеров различных школ самбы. Их в Рио около семидесяти. Они обычно представляют один из районов города (нередко – фавелу). У каждой школы – свои болельщики и спонсоры, как в футболе. Под звуки африканского ритма, живущего в бразильской крови, резко возрастает количество преступлений: имущество туристов со всего света – лакомая добыча для представителей местного воровского мира.
Вторая религия
Абсолютное большинство бразильцев – католики. Футбол – их вторая по значимости религия. Пеле – национальный герой. Его лицо то и дело мелькает в экранах телевизоров. В барах и кафе города очень часто смотрят любимую миллионами игру. Радуются и переживают как дети. Особая удача для жителя Рио‑де‑Жанейро – попасть на матч «Фла‑Флу» – между популярными клубами «Фламенго» и «Флуминенсе». Их родной стадион – «Маракана», главный в самой великой футбольной нации.
У станции метро – одноимённое название. Билет, если без экскурсовода, очень дешёвый, – 12 реалов (чуть больше 200 рублей). На первом этаже стадиона – великолепная бронзовая скульптура легендарного Зико, бьющего по мячу на лету (бомбардир местного клуба «Фламенго» забил 333 гола), большие фотографии Пеле и Гарринчи. В отличие от лондонского «Уэмбли», по «Маракане» можно передвигаться совершенно самостоятельно. Вот место, где когда‑то сидел Папа Римский Иоанн Павел II, дальше – VIP‑ложи, блоки для теле‑ и радиожурналистов, внизу – скамейки для тренеров и их помощников. На одном из этажей – небольшой зал для пресс‑конференций, раздевалка бразильской национальной сборной с майками великих игроков. Вмещает «Маракана» после всех реконструкций почти 80 тысяч зрителей. Но, в отличие от «Уэмбли», не имеет выдвижной крыши – дождя в очень жаркой стране никто не боится.
После «Мараканы» поехал в приморский парк Фламенго, простирающийся от аэропорта Сантос‑Дюмон до залива Ботафого, – популярное место отдыха горожан. Увы, не всегда безопасное для туристов. Там – музей современного искусства.
Музей, если честно, так себе. Но рядом с ним – бронзовая скульптура Льва Яшина. Её почему‑то очень хотелось увидеть. Увидел и понял: Лев Иванович перевернулся бы в гробу, если бы мог, узнав, что бразильцы наградили его трехугольными (!) воротами. Позже, правда, выяснил: жители Рио тут ни при чём: памятник – лишь уменьшенная копия того, что стоит в Москве. Те, с кем разговаривал, хорошо знают имя великого советского вратаря. И не только его одного.
Праздники                      чревоугодия
От спорта – к гастрономии. Самая известная в Рио кондитерская – «Коломбо». Открыта ещё в 1894‑м. Интерьер в стиле венского кафе – огромные бельгийские зеркала на стенах, каррарский мрамор. Как и в кафе «А Бразилейра» на Руа‑Гарретт в Лиссабоне, кофе здесь самый лучший. Чашечка свежемолотого – всё на ваших глазах – 5 реалов.
Очень знаковое место – бар «Гаррота‑да‑Ипанема» в квартале от одноимённого пляжа, самого элитного в Рио‑де‑Жанейро. В начале 60‑х завсегдатаями этого заведения были А.К. Жобим (в честь него назван международный аэропорт в Рио) и В. де Мораиш, легендарные авторы босановы, стиля бразильской музыки. Именно здесь в 1962‑м они написали знаменитую композицию «Девушка из Ипанемы» (у бара – ровно такое же название), ставшую мировым хитом. Но русским эта мелодия явно ничего не скажет. Внутри на стене – очень большие ноты шлягера, фото авторов и копии самых первых пластинок.
В Рио, да и во всей Бразилии, дико популярны шураскарии – рестораны для тех, кто любит хорошо поесть. На этом празднике чрево-угодия блюд – десятки, если не сотни – мясных, рыбных, морских, фруктовых, десертных и ещё неведомо каких. Плата – фиксированная. В таких приходилось бывать в США – на восточном и западном побережье. От посетителя требуются две вещи: безразмерный желудок и умение вовремя подавать знаки официантам, чтобы те тащили всё новые и новые подносы.
Самая известная в Рио шураскария – «Мариус» на авениде Атлантика в районе пляжа Леме. Интерьер – сногсшибательный. Он – фишка ресторана. Описать невозможно. Здесь наедаются на год вперёд. На стенах – рыболовные сети, пол словно покрыт морской пеной, раковины в туалетах до краёв заполнены пляжной галькой. Официанты облачены в пиратское одеяние. В общем – рай для обжор. Правда, счёт, в отличие от упомянутых американских заведений, несколько разочаровывает. Но при желании можно посетить куда более дешёвые ресторанчики, где всё – на вес и где блюд тоже предостаточно. Скажем, каждые 100 граммов трапезы (сочетание того, что кладёшь на поднос, – любое) стоят 3 или 3,5 реала. В итоге на 20‑25 реалов вполне можно наесться до отвала.
Корковадо                         и капибара
Но Атлантику пересекают, безусловно, не из‑за банальных шураскарий. Главная притягательная сила Рио – в горе Корковадо. Высота – 710 метров. На её вершину ещё в 1884‑м по указу Дона Педру II проложили железную дорогу, а в 1922‑м, накануне 100‑летия независимости Бразилии, был заложен памятник, торжественно открытый в 1931‑м. Вес Хрис-та‑Искупителя – 1145 тонн, размах рук – 28 метров, а высота без пьедестала – 30 метров (несколько раз в году статую поражает молния). Это точно соответствует «росту» фигуры Cristo Rei в Лиссабоне (без 82‑метрового постамента, конечно). Длина железной дороги с зубчатым зацеплением, идущей к горе от района Косме‑Вельо, – 3,7 км, перепад высот – 690 метров. Билет в оба конца – 51 реал. Поскольку путь двух вагончиков пролегает по территории национального парка Тижука, самого большого в мире леса в черте города, то при движении по этим джунглям, точнее – сельве, время от времени наблюдаешь прыгающих с ветки на ветку обезьян. Охватывает чувство нереальности происходящего. Цивилизация и дикая природа – довольно причудливая смесь.
Но не обезьяны способны по‑настоящему удивить приехавшего в Южную Америку. И уж точно не попугаи, а небольшая птичка, размером с нашу сойку. Мимикрия – сходство с окружающей средой – фантастическая. Переходя маленький скверик на пути к живописной, в форме сердца, лагуне Родриго‑де‑Фрейтас, стал фотографировать какие‑то крупные экзотические плоды на деревьях. Как чёрт из табакерки выпорхнуло пернатое создание и тут же атаковало.  Через несколько секунд показалось другое. Та же бесстрашная агрессивность. Невероятно! Поспешил поскорее убраться – очевидно, поблизости было гнездо этой воинственной пары.
Другой южноамериканский эндемик – капибара. Шёл от центрального железнодорожного вокзала Рио к гостинице мимо очень ухоженного парка Кампу‑ди‑Сантана. Случайно увидел этих животных, похожих на гигантских морских свинок. Недаром их и называют водосвинками. Это – самый крупный среди современных грызунов. Почти квадратная морда и красивый коричневый окрас. Совершенно не боятся людей – так же, как утки и гуси в этом же сквере с английскими лужайками. Дикие птицы запросто кормятся из твоих рук.
Удивительный памятник природы – гора Сахарная голова, находящаяся в районе Урка. Возраст почти совершенно голой скалы оценивается в 500 млн лет. Наряду со статуей Христа‑Искупителя – главный открыточный мотив Рио‑де‑Жанейро. С вершины горы, на которую поднимаешься  на фуникулёре, открывается божественный вид на мегаполис. Сразу начинаешь понимать, почему его называют самым красивым на свете. Полная фантастика! Это первая канатная дорога в Бразилии, действующая с 1912 года. Высота Сахарной головы – 395 метров, но предварительно вагончик останавливается на холме Morro da Urca высотой в 217 метров.
В Рио немало красивых церквей и монастырей. Первенство по туристической посещаемости – у кафедрального собора Св. Себастьяна в форме гигантского конуса. Верх – усечённый. Здание, построенное без несущих конструкций, вмещает до 20 тысяч верующих и обладает замечательной акустикой. Тут нет искусственного освещения. Свет внутрь попадает через огромные витражи на библейские сюжеты.
Если под вечер не спеша идти к церкви Носса‑Сеньора‑де‑Канде-лярия по широкому тротуару авениды президента Варгаса, то в какой‑то момент силуэт культового здания можно принять за контуры индийского Тадж‑Махала. Но это лишь красивая иллюзия, сотворённая лучами заходящего солнца.
Старейший в городе монастырь на холме возле станции метро «Кариока» – Санту‑Антониу. Построен ещё в 1608‑1620 годах. Монастырская церковь оказалась совершенно пустой. О недавнем присутствии людей свидетельствовали лишь не успевшие потухнуть свечки.
В городе есть и небольшая еврейская община, а возле станции «Ларгу дy Машаду» – синагога.
Метрополитен
Подземка в Рио такая же удобная, функциональная и современная, как и в Лиссабоне. Это самый безопасный, если не считать такси, вид транспорта. Названия станций очень благозвучные – «Gloria», “Cinelandia”, “Flamengo”, “Cantagalo” и т.д. Правда, появилось метро на 20 лет позже – в 1979‑м.
(Окончание на 10-й стр.).
Всего две линии, но вагоны с кондиционерами. В жару это – неоценимое достоинство. Билет – 3,5 реала. Если ехать до места, где метро нет, покупаешь билет с пересадкой. Цена та же, но после железной дороги продолжаешь движение на автобусе. Отличие метро в Рио от европейских подземок – в том, что в Бразилии, купив пластиковый билет в кассе и бросив его в прорезь автомата (там и остаётся), ты едешь без ничего.
В автобусах – тоже кондиционеры. Но не во всех. За билет платишь кондук-тору или водителю 3 реала. Никакой квиток на руки не выдаётся. Дальше – красный турникет. Чтобы оказаться в «зелёной» зоне, поворачиваешь устройство на один щелчок. Автобус, как и такси, можно остановить в совершенно любом месте. «Тачек» в Рио – бесконечное множество. В основном – жёлтого цвета. Как сказал выше, – это самый безопасный способ добраться из точки А в точку B. Особенно – ночью. Но если в машине нет счётчика, лучше не садиться – обязательно обманут. Об этом пре-дупредила одна попутчица, приехавшая в гости в Рио к брату‑архитектору. Предложила поделить стоимость поездки на двоих. Почему нет?
По бухте Гуанабара ходят паромы, на одном таком отправился в находящийся на противоположном берегу городок Нитерой. Бухта – прекрасная возможность пофотографировать. Нитерой чист и ухожен. Как, собственно, и сам Рио‑де‑Жанейро. От причала паром отходит каждые четверть часа. Есть что поснимать – и длинный (14 км) мост через бухту, и авианосец ВМС Бразилии, и взлетающие с аэродрома Сантос‑Дюмон в нескольких сотнях метров пассажирские лайнеры.
Копакабана
Пляж Копакабана – самый известный не только в Рио, но и во всём мире. Четыре километра широкой полосы чистейшего песка вдоль авениды Атлантика. Специальные дорожки для пешеходов и велосипедистов. Вода, несмотря на жару под сорок, несколько прохладная (в ноябре в Бразилии не осень, а весна). Метровые волны океана также не очень‑то располагают к долгому омовению. Публика в основном загорает. Эта привилегия не для всех. Лучше – под навес, понаблюдать за полногрудыми и пышнотелыми фигурами шоколадных афробразильянок. Метрах в 80‑ти – самый шикарный в Рио отель «Сорасаваnа». Постоялец рассказал: стоимость номера (не самого дорогого)  в сутки доходит до 700‑800 долларов США.
Лондонский (на Эбби Роуд) эксперимент с круглосуточной вебкамерой подталкивает к такому же опыту на пляже Копакабана. Телефонная связь с Павловской подкрепляется односторонним трансатлантическим видеоизображением. Второе на несколько секунд отстаёт от первого. Такой Интернет!
03-01-2014_11Пляж Ипанема, уже упоминавшийся, – лучший из городских. Он – в элитном районе. Отличная инфраструктура с киосками, душевыми, спасательными вышками и т.д. Тут практически всегда большие волны, поэтому полно сёрферов. Неподалёку – знаменитый гей‑пляж. Ввиду какого‑то марафона все дорожки оказались заняты бегущими и велосипедистами. Спортивно‑оздоровительное действо без проигравших привлекло массу энтузиастов. Естественный фон – океан, горы, солнце и пальмы. Соревновался без напряга стар и млад.
Поскольку день был воскресный, в квартале от Ипанемы на пощади Генерала Озориу проводился блошиный рынок, называемый «ярмаркой хиппи» – в память о первых битниках 60‑х, которые положили начало этой традиции. Сувениры, майки, картины местных художников – всё, как у нас.
«Главные улицы города по богатству магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира», – в этой части сказанное великим комбинатором полностью соответствует действительности. Но Остап Бендер был бы, наверное, очень разочарован, обнаружив, что сегодня в Рио почти никто не ходит в белых штанах.  Любым штанам здесь предпочитают шорты и плавки. Да и огромное население давным‑давно «переросло»  данные из «Малой советской энциклопедии». Бразилия сегодня – пятая в мире по количеству собственных граждан.
Всё быстро меняется. Ещё совсем недавно в районе Санта‑Тереза по акведуку «Аркос да Лапа» ходил очень старый трамвайчик «бонджиньо», как его называют местные. Трамвайчик временно бездействует ввиду ремонта узкоколейки. В следующем году, говорят жители, работа этой раритетной достопримечательности будет возобновлена.
Чёрная                                      беременная женщина
А вот помешать туристам побывать на лестнице Селарона, ведущей в  выше-упомянутые районы Санта‑Терезы, никто и ничто не в силах. В 1990‑м чилийский художник Хорхе Селарон, живший до этого более чем в 50 странах (в том числе – в России), обосновался в Рио и начал ремонт ветхой лестницы, проходящей мимо его дома. 250 ступеней он украсил синими, жёлтыми и зелёными изразцами – под цвет бразильского флага. Поначалу энтузиаст собирал плитки на свалках Рио. Потом ему стали привозить их со всего света. В том числе, конечно, и из России. Доказательства – те же кремлёвские купола в качестве рисунка – более чем наглядные. Самый любимый мотив художника – чёрная беременная женщина. Плиток с изображением оной – больше всего.
А теперь – обо всём понемногу. В бразильском реале – около 18 рублей (сейчас наверняка уже больше). Страна для туриста в принципе недорогая. Бутылка неплохого красного вина 8‑15 реалов, пиво в баре (800 г) – 9, пачка сигарет (продаются только в газетных киосках) – 6‑7, мороженое – 2‑4. Бензин дороже, чем у нас – около 47 руб. за литр и выше.
Всё пиво в Рио (откупоренную бутылку помещают в круглый деревянный контейнер) почему‑то без пены. Увидев в кафе на Копакабане золотистый напиток с вожделенной белой шапкой, заказал стаканчик. Увы, пену в него добавили из отдельного краника.
Очень популярны кашаса – крепкий алкогольный напиток из сахарного тростника и коктейль кайпиринья – на основе всё той же кашасы с добавлением кусочков льда и лайма. Отлично утоляет жажду прозрачный сок кокосового ореха. Вскрывают его на твоих глазах. Вкус сладковато‑приятный. Очень любят в Рио фейжоаду – блюдо на основе фасоли. Одолеть смогут только самые стойкие духом и желудком: сытное рагу из говядины, свинины, прочего мяса, овощей, бобов, чеснока и перца – поистине раблезианских размеров. Арбузы в супермаркетах продаются не целиком, как у нас, а разрезанные по 1,5‑2 кг и завёрнутые в целлофан.
Курить в питейных заведениях нельзя. Да и снаружи это делают очень редко. Не по причине запрета, а потому что здесь всячески пропагандируют здоровый образ жизни. На пляжах стоят разные спортивные снаряды – турники, брусья и т.д.  Чернокожее население качает мускулы. Белых за этим занятием не замечал.
В банках – очень серьёзная, много-уровневая охрана, одну и ту же сумму при обмене пересчитывают несколько раз.
Единицы измерения – как в России. То же касается розеток в гостиницах на 220 V.
Ограничение скорости в городе – 60 км в час. На автомагистрали – 120. Трафик в городе очень напряжённый и порой – хаотичный. Народ за рулём – горячий. Пешеходы – тоже. Мало кто дожидается зелёного света перед «зеброй».
Трансформация                         состояний
…Каждый город чаще всего ассоциируется с какой‑то песней. Рио‑ де‑Жанейро (в переводе с португальского – «январская река») – с одноимённым хитом «Rio». В далёких 80‑х его впервые исполнила голландская группа «Pussicat”.
Рио – чудесное место!
У Рио – улыбчивое лицо,
Если тебя некому порадовать,
Если нужен кто‑то, чтобы танцевать
ночь напролёт,
Езжай в Рио, где для тебя сыграет Джио…
Песню эту на английском слышали многие. Очень зажигательная мелодия. И всё тут вроде правильно и красиво. Вот только smiling face – улыбчивое лицо – большая натяжка. Многим жителям «хрустальной мечты детства» литературного героя явно не до Копакабаны, веселья и брызг шампанского. Чтобы провести самое грандиозное шоу на планете – карнавал, пустить пыль в глаза и создать имидж развесёлого и беззаботного города, вкалывать и копить деньги надо круглый год. Можно, конечно, при этом постоянно улыбаться. Но на улицах весёлость горожан не очень‑то бросается в глаза. Хотя люди по‑южному живые и отзывчивые.
А вот насчёт «чудесного места» – всё верно. Никаких преувеличений. Признала это даже коренная жительница Парижа, самого красивого города мира, с которой случайно познакомился в Бразилии. Уж её‑то мнение, согласитесь, что‑нибудь да значит.
Rio is a lovely place…
В фильме «Двенадцать стульев» М. Захарова Андрей Миронов в роли Остапа исполняет очень ностальгическую песенку. В ней Рио‑де‑Жанейро – «город счастливых снов».
Рио так далеко, что многим о нём только и остаётся мечтать. Или видеть в собственных снах – счастливых или не очень. Он – как мираж, непостижимый и загадочный. Понимаешь это, даже когда идёшь по его улицам. Когда сон неожиданно становится явью. Трансформация состояний, как вино, бьёт в голову. И от этого она кружится…
Е. Николаев.