«Все видел, высмотрел; от удивленья, поверишь ли, не станет ни уменья пересказать тебе, ни сил…». Эти строки из басни «Любопытный» Крылова вспомнила, побывав в Кунсткамере Санкт-Петербурга.

24-01-2015_21Название её происходит от немецкого кunst – искусство, сделанный руками, и кammer – палата, комната. Музей создан по указу Петра I в 1714 году, а через десять лет стал основой академии наук. Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук)  – первый музей России. Обладает уникальной коллекцией предметов старины. Но многим известен лишь собранием «уродцев» – анатомических аномалий (кстати, в местный краеведческий музей привозили не раз некоторые такие «экспонаты»). Мне же понравились разделы об индейцах Северной Америки. Запомнились байдарки, поворотные гарпуны, замшевая одежда атапасков, украшенная иглами дикобразов, плетеные корзины. Вызвала интерес экспозиция культуры Японии: принадлежности чайной церемонии, одежда, атрибуты театра, оружие и доспехи самураев.

В Петровском зале запрещено фотографировать. Там можно увидеть рабочий костюм императора: белая рубаха с длинными рукавами, черные штаны-шаровары. Сохранилась железная полоска, выкованная Петром. Интересны его медицинские инструменты. Император мог самостоятельно рвать зубы людям, иногда и здоровые – в наказание. Удалял он и аппендикс, прижигал гнойники, зашивал раны.

С трепетом рассматривала вещи Михаила Ломоносова – нашего Леонардо да Винчи. Сфотографировала круглый стол в экспозиции «Зал заседаний Санкт-Петербургской академии наук». За ним обсуждали проекты известные ученые Г. Миллер, Л. Эйлер, Ж. Делиль и сам Ломоносов.

Посетила и астрономическую обсерваторию в Кунсткамере. Наблюдения велись там, пока в 1839 году не построили Пулковскую обсерваторию. Довелось увидеть немецкий глобус-планетарий (на снимке) диаметром 3,1 метра. Его конструкция позволяет внешнему глобусу с картой земной поверхности и планетарию с картой звездного неба вращаться одновременно.

Е. Филобок.

Ст. Павловская.