Взяться за перо меня побудили истории, написанные     В. Зинченко и опубликованные в номере газеты от 13 января. Одна из них называлась «Полет на кукурузнике».

31-01-2015_15В те годы я был молодым совершенно неопытным главным  агрономом в колхозе «За мир и труд» и как губка впитывал в себя  азы агрономического дела, схватывал всё лучшее у опытных старших коллег Михаила Тарасовича Посевина, Василия Семеновича Шишкина, Петра Никитича Краянского. С последним у меня незаметно завязалась настоящая дружба. Он был удивительной душевной красоты человек, агроном-новатор. Мы с ним общались не только по  работе, но и семейно, а также на мальчишниках.

Помню  в День  работника лесного хозяйства я и секретарь райкома Григорий Андреевич Ходус с семьями приехали к Петру Никитичу. А у него уже были гости из Сальска – директор знаменитого совхоза «Гигант» Герой Социалистического Труда с друзьями. Они привезли баранчиков и всевозможные приправы и специи. Директор совершил таинство приготовления чабанского супа – шулюма. Вкус был сказочным. Отмечали мы праздник в глубине челбасского леса с песнями и плясками.

А еще запомнился один из субботников в начале июня. Захожу в кабинет, слышу звонок телефона, а в нем голос Петра Никитича:

– Дорогой коллега! Организуй обед на природе, пригласи друзей с баяном и Григория Ходуса. Я вылетаю в 12 часов. Встречайте  на вашем аэродроме.

Звонок  был неожиданным. Пришлось поторопиться и поволноваться. Обзвонил друзей, а затем позвонил в райком Ходусу:

– Краянский просил подъехать вас на наш аэродром к 12 часам дня. На коллективный обед.

– Что он там выдумал?

– Но уж очень просил.

– Хорошо, –  после некоторого раздумья ответил Григорий Андреевич. – Но приезжай сам  к райкому, я выйду в 11.30.

Так я и сделал. По дороге говорю секретарю райкома:

– Он еще хотел с духовым оркестром.

– Да вы что? С ума сошли. Какой еще оркестр!

Приехали на аэродром. А там на самом деле стоит баянист – Александр Иванович Ходус. Привез его главный инспектор по закупкам и качеству сельхозпродукции Анатолий Иванович Гришин.

Подходит к нам пилот. Грузин. Тогда в хозяйствах работала сельхозавиация из Кутаиси:

– Кого ждете?

– Друг должен прилететь.

– Зачем ждать. Давайте в воздухе и встретимся.

Вдруг подъезжает ГАЗ-69. Шофер притормозил и радостно крикнул:

– Гомулка уже вылетел!

Такая кличка была у Краянского. Лысиной  он был похож на первого секретаря ЦК Польской рабочей партии Владислава Гомулку. Вскоре показался самолет  и лихо пошел на снижение. Приземлился с рядом стоявшими, подкатив прямо к расстеленному коврику. Петр Никитич бодро вышел,  заулыбался и расставил руки для объятия. Рассаживаемся по машинам. И вдруг подкатывает автолавка, из нее выпрыгивает Иван Семенович Пугачев, директор Калининского сельпо:

– Не опоздал?

Как всегда, его машина была заполнена закуской и спиртным. Мы кавалькадой отправились на поляну бывшего Госсортучастка, расположились под кронами деревьев. Нас ожидала уха, разносолы и другие блюда. Обед прошел в дружеских разговорах, подначках, шутках, байках и песнях. Разъехались поздним вечером. Для меня эта встреча была не только отдыхом, но и великим уроком жизни. Так как за дружеским ужином мы обсуждали  и многие проблемы. После таких встреч работалось легче.

В. Гуркалов.

Ст. Незамаевская.