Июль 2013-го встретил радостью окончания университета и переживаниями                        о предстоящей службе. Не успел я защититься в вузе, а военком уже готовил мои
документы к отправке в армию. И через две недели после прощания с родными
оказался на Краснодарском распределительном пункте.
***
Пробыл там недолго, и волею судьбы распределен в славный город Севастополь, чему был несказанно рад. Получив форму, наш отряд из 42 кубанских призывников отправился в путь в сопровождении двух лейтенантов, старшего мичмана и старшины второй статьи.
Двухсуточное путешествие на поезде через Украину открыло для меня простую истину: летом по городу в берцах ходят либо дураки, либо военные. Спросите, почему? Просто попробуйте как-нибудь на досуге походить весь день в зимней обуви при 40-градусной жаре.
В Севастополе снова ждал распределитель, что и неудивительно – в городе несколько десятков воинских частей. Поделили нас очень быстро. Сначала выбрали тех, у кого гражданские специальности, связанные с  судоходством – их отправили на корабли Черноморского флота. Потом перестроили всех, кто был выше 180 сантиметров ростом, на правый фланг и сказали: «Вам повезло больше всех, вы будете элитой…». Так я попал в морскую пехоту.
Однако приехать в часть со всеми не успел, потому что на следующий день отправили в госпиталь с простудой. Как оказалось, виной резкая смена климата, образа жизни (да-да, не забываем про ботинки в жару), близость моря. Словом, акклиматизация. После лечения меня, наконец, отправили в 810-ю отдельную бригаду морской пехоты Черноморского флота.
***
Два дня я провел в батальоне, привыкая к будням, но затем в казарме появился незнакомый лейтенант. Хорошо запомнился диалог с ним. Он сообщил, что переводят меня в ДШБ (десантно-штурмовой батальон), и поинтересовался моими эмоциями. Разумеется, я тогда понятия не имел о новом месте службы, не знал, должен ли быть этому рад, поэтому лишь пожал плечами и спросил: «А что такое ДШБ?». На что лейтенант ответил: «Скоро узнаешь», – улыбнулся и добавил: «Попал в ДШБ – гордись, не попал – радуйся».
Обычно переводы из одного батальона в другой –  распространенное явление. Но в моей ситуации  пикантность составляло то, что на следующий день ДШБ на два месяца отправлялся на полигон под Феодосией для тактических учений. Запомнились эти дни невероятным распорядком: подъем в пять утра, отбой в одиннадцать ночи, а между ними постоянные занятия в поле с перерывом на обед, плюс пару часов «свободного времени после ужина». Здесь я впервые взял в руки реальное оружие – автомат АК-74М, гранатомет РПГ-7, гранаты РГД-5 и Ф-1, познакомился с  техникой. Именно эти два месяца научили меня ценить моменты. Например, я никогда не забуду огромное и чистое звёздное небо над полигоном…
После возвращения с учений началась обычная служба. Хотя в нашем батальоне скучать было некогда: дважды в неделю огневая и тактическая подготовка (в том числе и ночная), теория, чистка оружия и обслуживание техники.
Новый год разрешили отпраздновать в казарме. Никогда прежде не видел 65 пицц в коробках одновременно на одном столе. А именно столько мы заказали для праздника. Елка, представление, песни под гитару и мандарины – так я встретил 2014 год.
***
В январе, наконец, начались занятия по воздушно-десантной подготовке (батальон-то всё-таки десантно-штурмовой). Почти два месяца изучали десантирование, устройство парашютов и даже успели сделать их укладку, попутно следя за успехами нашей сборной на сочинской Олимпиаде… Но неожиданно стали появляться сведения об обострении ситуации в Киеве, событиях на майдане. Крым заговорил об отделении от Украины.
Сначала нас перевели в состояние повышенной готовности, а затем в полночь 23 февраля по приказу командира роты наводчики башенных пулеметных установок БТР-80 (коим я и являлся на тот момент) отправились за боеприпасами. Бессонная ночь, сборы, и утром следующего дня мы уже стояли на охране  стратегически важных объектов флота.
Нашему взводу достался 14-й причал. Расположили нас на корабле «Керчь», на котором провели последующие две недели. В воздухе ощущалась тревога, телевизор смотреть было страшно. «Лишь бы не было войны», – такая мысль стучала в голове у всех, кто меня окружал. Следующий месяц я практически не расставался с автоматом и боеприпасами – это приказ. Потом, когда всё завершилось, даже пугался, когда не ощущал привычной тяжести оружия за спиной.
После крымского референдума нас перебросили в район аэропорта Бельбек. Украинских военных проинформировали, что теперь Крым – это Россия, и попросили покинуть полуостров. Уведомление они  проигнорировали, и через три дня ожидания нам поступил приказ на штурм. В нем пришлось играть вспомогательную роль, так как там находились профи, прибывшие на модифицированных БТР-82А.
Затем снова перебросили, на этот раз в аэропорт в город Саки, потом – в аэропорт в Каче. Вернулись в часть в начале апреля. Приятно удивила реакция местных жителей. Везде нас воспринимали как освободителей, радостно махали руками, фотографировали, кричали «Россия».
Особо запомнилось охрана части в Бельбеке. Ночью после штурма к нам подошла бабулька лет за восемьдесят и поинтересовалась – будем ли мы стоять тут всю ночь? После утвердительного ответа она ушла, но вскоре возвратилась с горячим кофейником, кружками, двумя банками шпрот и батоном. Надо сказать, что в тот день из-за экстренных обстоятельств мы не обедали и не ужинали… Огромное спасибо той бабульке (жаль, не додумались узнать ее имя), что накормила нас.
Впоследствии все мы получили медали «За возвращение Крыма» за выполнение боевых задач во время проведения референдума.
***
Не успели прийти в себя, как началась подготовка к Параду Победы в Севастополе. Высокий рост обеспечил мое участие в нем. И апрель я провел, тренируясь по восемь часов  в день на плацу вместе с еще 80 матросами и сержантами парадной коробки. Наградой стали двадцать минут купания в криках ликующей толпы во время нашего марша 9 мая, а также медаль «За участие в Параде Победы».
Казалось, теперь можно спокойно дослужить два месяца, но впереди ждало еще одно замечательное событие. Меня выбрали для соревнований по армейскому биатлону на БТРах в качестве наводчика. Правила такие же, как и в обычном биатлоне: пройди трассу быстрее, стреляй метче, промазал – на штрафной круг. Только вместо лыж – БТР, вместо винтовки – 30-миллиметровая автоматическая пушка и 7,62-миллиметровый пулемет.
Три недели тренировок, перелет в Калининград. Дали новую машину БТР-82А (вместо БТР-80) и неделю, чтобы освоить ее… В итоге, заняв третье призовое место, мы вернулись «домой», а оттуда через два дня совсем домой, в Новолеушковскую, где меня с нетерпением ждала семья.
Вот так прошел год в армии. Я стал участником исторических событий, побывал в самой западной точке страны, участвовал в «Военно-морском дерби-2014»,  искупался в двух морях, прошел на корабле около 500 км, получил две медали, нашел верных товарищей.
Письмо Алексея Карого
из ст. Новолеушковской читала
Я. Ляшенко.
Фото предоставлено автором.
Что за элитные войска
Морская пехота – род береговых войск ВМФ, специально подготовленный для ведения боевых действий, обороны военно-морских баз, важных участков побережья и береговых объектов.
Морские пехотинцы – единственный род войск, способный десантироваться и с моря, и с воздуха. Сегодня они входят в состав всех флотов России, а также Каспийской флотилии.
Девизы российской морской пехоты: «Где мы – там победа!» и «Там, где морская пехота, там врагу смерть!»
Чёрные береты вместе с тёмно-синими кителями – знак морских пехотинцев.  Их звания отличаются от званий наземных подразделений спецназначения: начинаются с призывного состава – матрос и старшина, после – мичман. За мичманом идет младший офицерский состав – лейтенанты, от младшего до капитан-лейтенанта. Капитаны являются старшими офицерами, и их звание имеет четыре степени.
Первый полк морских солдат был «учинен» по указу Петра Первого 27 ноября 1705 года и насчитывал 1365 человек. В то время их задачей было ведение абордажного боя и корабельная служба. История морской пехоты связана с военной историей страны, начиная со сражений на Балтике в Северной войне и заканчивая последними боевыми действиями в Крыму. Как род сил ВМФ, морская пехота оформилась только в 1939 году. Свой день люди в черных беретах, как вы догадались, отмечают 27 ноября. В нынешнем году войскам стукнет 310 лет!