Анна Савельевна    ЧУПРИНА родом из села Благодатное Ставропольского края. В этом году женщина отметит 85-летний юбилей.
07-03-2015_08Росла она в большой семье. Отец Савелий Герасимович Чирков до войны был председателем колхоза, затем ушёл на фронт. Погиб под Сталинградом.
– Старший брат тоже был на войне, – вспоминает женщина. – Средний окопы рыл, заболел сильно, чудом выжил. У мамы ноги и руки пухли, ходить не могла.
– Чем же вы питались тогда?
– Початки кукурузы и колоски пшеницы на колхозных полях собирали. Их и убирать-то некому было. У моей тётки четверо детей подрастали, мал мала меньше. Муж погиб на фронте. Однажды её ребята собирали шляпки подсолнечника и съели несколько семечек, за это их охранник к телеге привязал. Лошадь бежит, а они, бедные, за ней. До сих пор перед глазами стоит. Батогом и мне доставалось. Позже мужчину этого за жестокость осудили.
Морозы в те годы суровые были. Рыли в сугробах тоннели и по ним ходили, а в дом только через крышу пробирались. Топить нечем. От сильных морозов коровы с телятами замерзали.
После третьего класса Нюся, так её называли селяне, пошла работать. Взрослые пололи, а она за грудничками присматривала. Три трудодня за это давали.
– Помню, как маму, меня, брата и сестру возле дома предатели из русских на колени поставили, расстрелять хотели, – рассказывает Анна Савельевна. –  В этот момент услышали гул самолёта. Я как закричу: «Наши летят!». Каратели и разбежались.
Спасались от голода и холода работой. Два мешка шерсти давали на день. Мы плели из неё носки, шарфы, варежки. Потом эти вещи на фронт отправляли. А нам трудодни ставили. За 260 «палочек» в год давали пуд пшеницы.
В 16 лет Анна поехала на рыбные промыслы в Дагестан. Там и познакомилась с будущим мужем Николаем Алексеевичем. Он родом из Павловской.
– Когда поженились, начальник выдал полчувала рыбы и картошки, – с улыбкой вспоминает пенсионерка. – С этого «богатства» началась наша совместная жизнь.
Жили молодожёны сначала в Ставрополе, затем на родину мужа  перебрались. Здесь дом построили, четверых сыновей воспитали. Работали на птицефабрике. Она – птичницей, он – механизатором. Семью Чуприных в коллективе уважали. За трудолюбие начальство их и грамотами, и премиями награждало. 57 лет прожили вместе. Николая Алексеевича уже нет в живых, из детей остался только один.  Сейчас помогают старушке сын, невестка, внуки и правнуки.
Анна Савельевна – труженик тыла, имеет юбилейные медали. После войны нашла могилы отца и его братьев, которых в семье считали без вести пропавшими.
– В последнее время часто пою песни о войне и своей жизни, вспоминаю молодость, – рассказывает женщина. – Нельзя забыть того, что испытала. Рада, что у меня такая заботливая семья. А ещё с удовольствием участвую в мероприятиях, которые проводит квартальная Л.Г. Швец. Она же поздравляет меня с праздниками, приглашает ансамбль «Надежда» (руководитель Н.Г. Гордиенко). И мне, старому человеку, на душе от этого радостно.
Н. Кандаурова.