Профессия моряка дальнего плавания всегда вызывала интерес и уважение у большинства людей. Многомесячные путешествия, моря и океаны, далёкие экзотические страны – многих подобная романтика будоражит ещё с детства. Павловчанин Леонид Мирошниченко – один из тех, кто не побоялся осуществить свою мечту в довольно зрелом возрасте. В свой первый рейс отправился, когда ему оставалось немного до тридцатилетнего юбилея.  Однако, побывав на разных континентах, твёрдо убеждён – нет в мире земли лучше, чем родной край.

14-03-2015_14Как стать матросом

– Леонид, расскажите, почему решили стать моряком?

– Трудно сказать наверняка. Вдруг захотелось почему-то увидеть морскую гладь не с берега, а со всех сторон, на 360 градусов. Другие страны тоже интересно было посмотреть. Возможно, на меня повлияли рассказы дальнего родственника, который был моряком. Только в сентябре 2009 года поехал овладевать морскую науку.

– Насколько сложно получить такую профессию?

– Смотря какую – морских профессий много. В моём случае всё оказалось довольно просто. Окончил двухмесячные курсы матросов в училище имени Седова в Ростове-на-Дону. Затем собрал необходимые документы и по совету знакомого подал их в компанию «Аквамарин» в Новороссийске. Там мне и подыскали место на судне для первого рейса длительностью семь с половиной месяцев.

Несущественные различия

– Какие остались впечатления от посещения других государств?

– Конечно, было интересно, особенно первое время. Однако потом пришло понимание, что разные страны отличаются больше всего ландшафтами, а живут люди везде примерно одинаково. Конечно, есть какие-то отличия между государствами Европы, Скандинавии, Северной и Южной Америки, но они несущественны.

– Значит, первый рейс прошёл в должности обычного матроса?

– В должности буфетного. В мои обязанности входила работа на камбузе. Незанятой была только эта вакансия и выбирать особо не приходилось, да и океан хотелось увидеть побыстрее.

Романтики стало меньше

– А как же свежий ветер в лицо вместе с солёными брызгами и прочая романтика?

– Свежего ветра вполне хватало – в свободное от работы время на палубу выходить никто не запрещал. К тому же на пути следования регулярно отрабатывались учебные задания, такие как «пожар», «человек за бортом» и «оставление судна». Вот с солёными брызгами была напряжёнка – они просто не долетали до палубы в нормальную погоду.

Чтобы вы лучше представляли размеры нашего танкера, скажу, что рубка у него находилась на уровне четвёртого этажа жилого дома. Борта, конечно, пониже, но всё равно довольно высоко. Если волны захлёстывали палубу, это означало шторм и по правилам техники безопасности снаружи никто из экипажа находиться не должен.

Запомнилась неделя штормов в Северном море у Британских островов. Донимала сильная качка и выспаться как следует было очень проблематично. Хорошо, что хоть «морской болезнью» не страдал.

Ещё ходили курсом «Титаника», пересекали экватор – сойдёт за романтику?

Языкового барьера  не было

– С другими членами команды общаться приходилось на английском языке?

– Экипаж был полностью русским, хотя судно ходило под иностранным флагом, каким именно – уже и не помню. Флаг может быть любым, свой торговый флот имеет даже Монголия, не имеющая выходов к морю. Действительно, очень часто экипажи бывают интернациональными и тогда без разговорного английского не обойтись. Но крюинговая компания, которая подбирала для меня работу, специализировалась именно на поиске вакансий для наших соотечественников. Так что языкового барьера у меня ни в первом, ни во втором рейсе не было.

О зарплате

– Ещё с советских времён считается, что моряки дальнего плавания очень прилично зарабатывают. Это действительно так?

– Моряк дальнего плавания – очень расплывчатое понятие. Под это определение подпадают и капитан, и простой матрос, но их доходы, как вы понимаете, сильно отличаются. Я тогда получал 1400 долларов в месяц, в рублях выходило около 40 тысяч. На судне их тратить негде, поэтому если не пускаться в загулы в иностранных портах по пути следования, то по прибытии домой можно сойти на берег с приличной суммой на руках.

Однако не стоит забывать, что, отработав несколько месяцев в рейсе, моряк примерно столько же времени проводит дома. Значит, месячный заработок для расчёта среднемесячной зарплаты будет разумно делить пополам. Полученная цифра радует гораздо меньше. Сразу в голову приходит мысль: «Ведь такие же деньги можно зарабатывать дома, не покидая надолго близких людей!»

Само собой, можно было продолжить учёбу, строить карьеру,  с ростом квалификации росла бы и зарплата. Но к тому времени я уже удовлетворил своё любопытство к профессии моряка и понял, что посвятить ей всю жизнь не готов. Пришло время заводить ребёнка, и мне хотелось, чтобы он был похож на меня.

По-разному  одинаковые

– В каких странах довелось побывать и что интересного увидеть?

– В первый рейс уходил из Швеции, туда добирался на авиалайнерах с пересадками. Компания-работодатель оплачивала все перелёты и с момента посадки в самолёт уже насчитывала зарплату. В Стокгольме почему-то запомнились паркетные полы в аэропорту. Везде, где приходилось бывать – кафель, а там отличный отполированный паркет. Страна красивая, очень чистая и аккуратная. Был там в декабре, везде лежал свежий снег, создавая новогоднее настроение.

Довелось проходить через знаменитый Панамский канал, это заняло сутки. После океанских просторов было странно видеть с двух сторон очень близкие берега, покрытые зеленью.

В портах США на берег не пускали из-за отсутствия виз. Во всех других странах это не помеха, но в Америке после печально знаменитых событий 11 сентября решили подстраховаться таким образом. У берегов Калифорнии наше судно проходило под висячим мостом, который соединяет берега пролива Золотые Ворота рядом с Сан-Франциско. Действительно впечатляющее зрелище.

Понравилась соседняя с Америкой Канада. Красивая гористая местность и впечатляющая северная природа. Частные дома не имеют вообще никаких оград, похоже, что воровства там не боятся. В магазинах можно рассчитываться американскими долларами.

Страны Южной Америки порадовали мягким климатом и умеренными ценами. В Венесуэле обильная трапеза в дорогом по их меркам ресторане обошлась меньше чем в  50 долларов с человека. В так называемых «развитых» странах с такой суммой в престижных заведениях делать нечего.

Был в Бразилии, Турции, Испании – ничего особо примечательного вспомнить не могу. К тому моменту ощущение новизны притупилось и зарубежный вояж сильных эмоций уже не вызывал. Поэтому  разные страны воспринимались по-своему одинаковыми.

– И всё же – что в путешествиях понравилось больше всего?

– Возвращение на Родину после долгого отсутствия. Это ни с чем не сравнимое чувство. Дома даже воздух особенный.

Ю. Бойцов.