Несмотря на то, что статистика дорожных происшествий в 2014-м выгодно отличается от 2013-го, тема эта, видимо, не скоро выйдет из разряда злободневных. Ведь люди в авариях не перестают погибать и калечиться. Дети – не исключение. В любом случае профилактика – средство, которое нельзя заменить ничем другим. К сожалению, далеко не все это понимают.

На круглый стол приглашался заместитель начальника районного управления образованием А.В. Щербаков. Не пришёл, сославшись на неотложные дела. И никого вместо себя не прислал. Подобное с этим человеком и управлением в целом происходит не впервые. Третий раз подряд! Оказывается, есть более важные занятия, чем жизнь и здоровье школьников.

А что думают о роли управления образованием в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма сами сотрудники ГАИ – люди, которые лучше остальных осведомлены в этом вопросе?

В обсуждении проблем дорожной безопасности приняли участие старший инспектор дорнадзора отдела ОМВД России С.А. Белоглазов, врач-нарколог ЦРБ Г.Н. Чепрасов, старший инспектор группы исполнения административного законодательства роты ДПС А.В. Дубровский, а также инспекторы по пропаганде обоих подразделений ГАИ Д.И. Куц и Э.В. Дмитриенко.

Вёл круглый стол автор этого текста.

Об итогах первых трёх месяцев года рассказал С.А. Белоглазов:

– Общее количество аварий в районе в первом квартале нынешнего года – 10 (против 11 – за этот же период в 2014-м). Тогда погибли двое, теперь – один, количество травмированных соответственно 12 человек и 10. К счастью, ДТП с участием детей в 2015-м не было, в 2014-м таковых отмечено два. Трое оказались ранеными.

Восемь аварий из упомянутых 10 – на совести водителей личных автомобилей.

Что касается пешеходов, то с их участием в первом квартале 2014 года произошло два ДТП, в 2015-м – одно.

 – Из сказанного вами видно, что дорожная ситуация в начале этого года несколько улучшилась по сравнению с первым кварталом прошлого. Есть какое-нибудь объяснение на этот счёт?

– Наверное, сказались более благоприятные погодные условия прошедшей зимы. Со снежными заносами начала 2014-го – никакого сравнения. Надеюсь, и профилактическая работа приносит какие-то результаты.

– Во время предыдущих круглых столов мы всегда говорили о состоянии улично-дорожной сети. Какое оно сегодня, в конце первого месяца весны?

– К сожалению, далекое от нормального. Это касается и Павловской, и района в целом. В райцентре в неудовлетворительном состоянии пешеходные переходы. Разметка почти стёрлась. Если, не дай бог, произойдёт ДТП на «зебре», объяснения типа «не успели ещё обновить», вряд ли будут иметь какую-то юридическую силу.

 – Главы поселений, как правило, ссылаются на нехватку средств…

– Знакомое объяснение. Но ни один суд, если до него дойдёт дело, не примет подобное во внимание. На дорогах немало выбоин. Взять хотя бы перекрёсток ул. Короткой и Толстого в Павловской. Из года в год он в отвратительном состоянии. Подобное можно сказать и об улице Пролетарской от Проезжей до Горького, выбоины есть на ул. Ленинградской, от моста до ул. Советской.

Г.Н. Чепрасов:

– Улица Рабочая возле магазина предпринимателя Иванова вроде в неплохом состоянии, а вот подремонтированные не так давно обочины уже изрядно крошатся. Качество ремонта систематически не выдерживает «зимнего» экзамена.

Д.И. Куц:

– Удручающая картина – на подъезде к суду от улицы Юных ленинцев. А ведь рядом – кинотеатр и школа. На моей памяти этот короткий участок никогда не ремонтировался… Внутренний двор кинотеатра – тоже весь в ямах.

 – Давайте поговорим непосредственно об авариях и их последствиях. В чём самая главная причина печальной статистики?

А.В. Дубровский:

– В халатности самих водителей и пешеходов. Совсем недавно на автодороге «Дон» произошла авария, при которой погиб водитель транзитной легковушки. Причём произошло это не за рулём. Напомню: на повороте в ст. Весёлую при передаче каких-то документов водитель бросился за листом бумаги, подхваченным порывом ветра, и попал под колёса проезжавшего на полной скорости автомобиля. Смерть была мгновенной.

 – Немало на дорогах гибнет нетрезвых пешеходов…

– На той же трассе в Кущёвском районе двое подвыпивших супругов попытались перейти проезжую часть. У неё получилось, у него – нет. Был сбит насмерть машиной.

 – Но ведь даже совершенно трезвые люди порой не смот-рят по сторонам при переходе улиц.

– Это факт. Невнимательность и рассеянность свойственна многим. Люди никак не реагируют на дорожные знаки, особенно – возле «зебры». Отсюда – и наезды. В том же Кущёвском районе пешеход попал под автомобиль во время движения по размеченному краской переходу. Получил серьёзные травмы.

В Павловском районе на автодороге «Дон» сломалась машина, и водитель перед началом ремонта не потрудился поставить знак аварийной остановки. Был сбит проезжавшим транспортным средством. Произошло это в тёмное время суток.

Всего за три месяца в четырёх районах, обслуживаемых ротой ДПС, отмечено 160 ДТП. Из них около трети происшествий приходится на наш район.

 – Каковы основные причины аварий?

– Их несколько: несоблюдение дистанции до впереди идущего транспортного средства, нарушение правил расположения транспорта на дороге и превышение скорости – особенно в неблагоприятных погодных условиях. Люди за рулём при движении думают не о том, о чём надо.

На днях в Ленинградском районе водитель поставил у реки новенький Hyundai – Solaris, забыв о том, что в нём есть ручной тормоз. Машина съехала в речку. Глубина – около четырёх метров. Кое-как достали, но автомобиль уже далеко не такой, каким был.

18-04-2015_18 – Наступили тёплые дни, скоро лето, движение на дорогах существенно возрастает…

Д.И. Куц:

– Действительно, началась горячая пора. Через наш район скоро поедут на побережье транзитники. Ещё больше активизируются скутеристы и мопедисты. Последние чаще всех остальных нарушают ПДД.

Положительный момент – в том, что с прошлого года ввели в действие поправку в закон. Теперь водительское удостоверение с 16 лет должно быть на все транспортные средства.

– Улучшит ли это ситуацию?

– Надеюсь. Санкция статьи КоАП за езду без прав предусматривает штраф от пяти до 15 тысяч рублей.

 – На дорогах скоро появится немало школьников на скутерах. Как оцениваете профилактическую работу в этой сфере управления образованием?

– Она явно оставляет желать большего. Нас, сотрудников ГАИ, по-прежнему очень редко приглашают в школы на беседы по дорожной безопасности. Хотя мы неоднократно просили это делать через газету. Исключение из общего правила – СШ № 2, № 3, № 10, № 12. На периферию нас вообще не зовут.

Данную тему постоянно должны поднимать на родительских собраниях. Но потребовать этого от директоров школ и педагогов, а затем – проконтролировать, кажется, некому.

– А список учащихся школ, у которых есть мопеды и скутера, предоставили сотрудникам ГАИ?

Э.В. Дмитриенко:

– Такого списка как не было, так и нет. Поэтому даже если остановишь юного нарушителя за рулём, оперативно сообщить об этом его родителям невозможно – соответствующих адресов и телефонов нет.

В управлении образованием заметно активизируются только тогда, когда объявляются какие-то официальные мероприятия по дорожной безопасности. После их проведения опять наступает затишье.

 – К счастью, в этом году аварий с участием несовершеннолетних не было.

– Они были в первом квартале прошлого. Один паренёк взял «шестёрку» покататься без разрешения родителей, посадил рядом двоих товарищей. Не справившись с управлением, врезался в опору линий электропередачи. Все трое пострадали. Всего в 2014 году отмечено 14 ДТП с участием подростков, в них 17 человек получили травмы.

Во многих авариях виноваты взрослые – то забудут пристегнуть ребёнка ремнём безопасности, то наедут на него на «зебре».

 – Геннадий Николаевич, мы не говорили пока об автопьяницах, а ведь они – едва ли не самое страшное, что есть на наших дорогах.

Г.Н. Чепрасов:

– С таким утверждением не поспоришь. За прошлый год в наркологическом кабинете ЦРБ освидетельствованы 2863 человека. Из них пьяными оказались 1601. Доставлен 181 водитель. Положительный результат проверки – у 75. Но большинству нетрезвых водителей удаётся избежать контроля нарколога – ведь сотрудника ГАИ с жезлом на каждом углу не поставишь!

 – Каковы итоги первого квартала 2015 года?

– 907 освидетельствований, нетрезвых из них оказалось 564. Водителей проверено 44 человека, 17 из них сели за руль подшофе. Эти цифры примерно соответствуют прошлогодним за аналогичный период.

 – То есть ситуация, несмотря на ужесточение административной ответственности за нетрезвую езду, по-прежнему далека от желаемой.

– К сожалению. Оттого, наверное, так, что среди водителей очень много пофигистов. Они безразличны к себе самим и к окружающим. Такие регулярно прикладываются к бутылке, не думая о последствиях. Тестер у подобных нередко показывает от 0,7 до 1 мг алкоголя на литр. Это очень высокие величины. О какой безопасной езде может идти речь?

 – А возраст какой у выпивох?

– Очень часто они – совсем молодые люди, которым нет и тридцати. По их поведению и некоторым другим признакам несложно сделать вывод: такие люди употребляют спиртное очень часто.

 – Но почему на подобных не действуют большие штрафы.

А.В. Дубровский:

– Видимо, потому, что многие считают: их лично пронесёт, не попадутся на глаза сотруднику ГАИ. Потом, когда слышат о сумме в 30 тыс. рублей и перспективе лишения прав на полтора года и больше, очень удивляются. А некоторые передают управление другим, полагая, что собутыльник менее пьян. В итоге – оба выкладывают по 30 тыс. рублей.

Г.Н. Чепрасов:

– У меня такая просьба к сотрудникам ГАИ: приводите на освидетельствование без задержек, потому что в противном случае выпивохи трезвеют, происходят недоразумения. Биоматериал в этом случае куда более достоверен, чем выдыхаемых воздух.

 – На предприятиях и в хозяйствах, имеющих автотранспорт, профилактика ведётся?

Э.В. Дмитриенко:

Конечно. Бываем там по два-три раза в течение года. К сожалению, на таких встречах, как правило, присутствует только часть водителей.

–      И з сказанного выше можно сделать достаточно очевидный вывод: при том что умалять значение профилактики дорожных происшествий не станет ни один здравомыслящий человек, – всё же безопасность водителей и пешеходов зависит в первую очередь от них самих. То есть конкретный человек, его способность постоянно осознавать собственную ответственность перед окружающими – основополагающий фактор. Но именно эта способность, как показывает жизнь с её многочисленными примерами, очень часто в большом дефиците.

Как поднять общую водительскую и пешеходную культуру, что надо сделать, чтобы заставить людей почаще «включать мозги». А если включать нечего? Что тогда делать? Может, у кого-то есть ответ на столь важный вопрос? Если «да», то звоните в редакцию по номеру 5-27-36. Или пишите письма с вашими конкретными предложениями и замечаниями.

Обязательно их опубликуем.