Один из тех, кто внес свою частицу в народный подвиг – мой дядя по материнской линии Алексей Васильевич Товстоног.
Родился в 1922 г. в Старолеушковской в многодетной казачьей семье. После раскулачивания отец умер. 1933-й год юному Алексею запомнился не только этой трагедией, но и страшным голодом, детдомом, откуда его к себе забрала старшая сестра.
После окончания 7-го класса старолеушковской СШ № 11, зная цену хлеба, решил стать хлеборобом и поступил в Азово-Черноморский техникум в Сальске Ростовской области. Но мечте не суждено было сбыться: началась Великая Отечественная. В день получения диплома агронома 10 июля 1941-го его призывают в армию. Далее – военно-морское авиационное училище Балтийского флота. Будущих морских асов готовили основательно. Выпуск состоялся только летом 1944-го.
Молодой младший лейтенант прибыл для прохождения службы в 7-й гвардейский пикировочно-штурмовой авиационный полк на аэродром «Котлы» под Ленинградом. Однако боевое крещение получил не на море, а на суше. Войска Ленинградского фронта совместно с Балтфлотом начали наступательную операцию против финских войск. Им предстояло прорвать линию Маннергейма – ту самую, которую в течение двух месяцев в 1939-1940 гг. Красная Армия не могла взять. Ошибки советско-финской войны командование учло сполна: чтобы сократить потери, оборону противника решено было подвергнуть мощному бомбово-штурмовому удару авиации.
Как рассказывал Алексей Васильевич, в небе творилось что-то невообразимое. Наша авиация работала в несколько ярусов: вверху бомбардировщики, ниже – штурмовики и истребители. Бомб не жалели, иногда приходилось уворачиваться не только от зениток, но и от падающих сверху снарядов. Совершали по нескольку вылетов, не покидая кабины. Подобный массированный удар довелось увидеть еще только раз – при штурме Кёнигсберга.
Алексей Васильевич был очень скромным человеком и рассказывать о своих заслугах не любил, но три ордена Красного Знамени и медали говорят о многом.
В преддверии 70-летия Великой Победы на сайте Министерства обороны «Подвиг народа» я смог ознакомиться с его наградными листами. В представлении к награждению первым орденом есть такая характеристика: «Смел, решителен, техника пилотирования хорошая. Умело и тактически грамотно использует в бою вверенное ему боевое оружие. При выполнении боевых задач проявляет мужество и настойчи-вость».
А в другом так описывается боевой подвиг: «8 апреля 1945 г. в устье реки Висла прямым попаданием бомбы ФАБ-250 лично потопил сторожевой корабль, и в группе транспорт водоизмещением до 2000 т, уничтожено 1600 человек живой силы». К этому списку вскоре добавились еще два вражеских транспортных корабля, баржа, эсминец, тральщик… Можно продолжать дальше. Результаты налетов подтверждались фото-снимками.
Отмечается, что Алексей Васильевич часто применял особый способ бомбометания – топ-мачтовый. Самый сложный и эффективный, но опасный для пилота и самолета. Машина снижалась на высоту топ-мачты, сбрасывались бомбы. Они не успевали принять вертикальное положение и падали на воду почти горизонтально, рикошетили от неё на высоту 6-8 м и попадали в цель. После этого самолёт «перепрыгивал» цель и уходил из зоны действия зениток. Кроме опасности быть сбитым орудиями, бомбардировщик мог попасть в столб воды, поднятого сброшенными снарядами, и погибнуть.
Последний боевой вылет им совершен 10 мая 1945 г. после подписания акта о капитуляции Германии. Поставленная задача – потопить караван кораблей с несложившими оружие и убегавшими в Швецию эсэсовцами – была выполнена.
Демобилизовался мой дядя в 1948 году. Обосновался в Ленинграде, работал старшим мастером ОТК на испытательной станции авиационных двигателей. Гордился, что именно они провели обкатку этого узла на МИГе-29.
Очень переживал, когда по телевидению или в прессе переиначивали, а то и фальсифицировали события Великой Отечественной. Выключал телевизор, когда речь заходила о том, что кричали наши солдаты, когда шли в бой. Они действительно поднимались в атаку «За Родину! За Сталина!». Это потом, в ходе боя, переходили на матерщину, а когда горели или умирали, последними словами были «Ой, мама!».
Не мог смириться с тем, как оплевывали политруков, замполитов: трусили, прятались сзади. Наоборот, именно они первыми лезли в самое пекло, часто погибали. Такое отношение к истории считал оскорблением памяти фронтовиков.
Не стало гвардии капитана Алексея Васильевича Товстонога в 1998 году. Прах его покоится в городе-герое Ленинграде (Санкт-Пе-тербурге). Для нас, родных, он всегда живой. Помним и гордимся им.
А. Добриян,
ветеран педагогического труда.