14-05-2015_10Этот человек стоял у истоков зарождения крестьянских (фермерских) хозяйств в Павловском районе. Еще в начале 90-х годов прошлого века получил участок земли в чистом поле неподалеку от станицы Новопетровской. С честью выдержал все испытания, выпавшие на долю владельцев КФХ за минувшие годы, создал крепкое хозяйство.  В 2013 году на прошедшем в Краснодаре 24-м съезде фермеров Кубани  А.Г. Ровный был награжден медалью «Почетный фермер России».

Отдыхать рано

– Александр Григорьевич, рас-скажите, за что  получили награду?

– Даже не знаю что ответить. Я просто занимаюсь много лет любимым делом, стараюсь делать его на совесть – вот и все. Считаю, что раз наградили – значит, есть за что. Примерно 10 лет назад мне присвоили звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Кубани». Когда уйду на пенсию, льготы на коммуналку вроде бы будут.

– Что-то непохожи вы на человека, который стремится на заслуженный отдых. Наверняка даже в пенсионном возрасте будете работать.

– Естественно, не привык ждать помощи от государства или еще откуда-то. Если помогут – хорошо, но рассчитывать надо только на себя.

А молодежи куда податься? Работы нормальной мало. Половина здоровых ребят в расцвете сил сейчас вахтеры  и сторожа. В мое время считалось, что такая работа – для пенсионеров, которые хотят подработать.  Чего молодой перспективный парень добьется в жизни  и какую пенсию будет получать, когда придет время?

Семейное                  предприятие –               это надёжно

– Чем занимается ваше фермерское хозяйство?

–  Всем понемногу. В основном зерновыми культурами. Но также выращиваем кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу. Сейчас у меня 315 гектаров земли, в основном арендованной, но есть и своя. Еще водоем – также арендованный участок реки. Рыбу потихоньку разводим. Пчеловодством понемногу занимаемся. Но главное, конечно, – растениеводство.

– Кто вам помогает?

– Самые близкие люди, моя семья – жена и двое сыновей, Александр и Дмитрий. У нас семейное сельхозпредприятие, эта форма хозяйствования веками доказывала свою эффективность. В последние годы государство пытается возродить основательно забытые российские традиции, очень популярное теперь направление – семейные фермы. Не всё идёт гладко, но дело, похоже, сдвинулось с мёртвой точки.

– Вы – один из тех, кто не только трудится сам, но и предоставляет работу другим?

– Именно так. Забот много, и хотя мои сыновья – трудолюбивые люди и надежные помощники, дополнительные работники нужны. Обычно привлекаю до пяти человек. Периодически бывают нужны хорошие механизаторы, готов платить высокую зарплату, но работа непостоянная, а это не всем подходит.

Дорогое                        удовольствие

– Какие проблемы требуют решения не первый год?

– К сожалению, из-за теплой зимы в 2013 году сбылись мои давние опасения насчет сохранности гравийной дороги от Новопетровской до нашего хозяйства. Гравий закатали в грязь, и теперь в слякотную погоду проехать этот пятикилометровый участок очень проблематично.

– Вы говорили, что гравийное покрытие делали своими силами. Наверное, дорогое удовольствие?

– Тогда мне это обошлось почти в два миллиона рублей. А продержалась дорога всего лишь три года, хотя, если бы ездил только я, хватило бы ее еще на много лет. Выложить снова такие деньги я не могу. Вот если бы поделить расходы со всеми, кто пользуется этим отрезком дороги. С той гравийкой мне помогал только один человек с соседнего участка. Но остальные не хотят платить, хотят только пользоваться.

Получилось                  как всегда

– Россия уже не первый год в ВТО. Как считаете, хорошо это для фермеров или нет?

– Трудно ответить, за то время, что страна провела в составе всемирной торговой организации, произошло ещё много чего. Госпереворот и гражданская война на Украине, информационное и экономическое  давление на Россию  странами Запада, падение мировых цен на нефть и рост курсов доллара и евро по отношению к рублю. Все эти события прямо или косвенно влияют на жизнь всех жителей нашей страны и на фермерскую деятельность в том числе.

Так что судить однозначно, что вступление в ВТО – это хорошо, или наоборот, плохо, я не берусь. Однако отмечу, что субсидиями, которые были до этого события – на приобретение ГСМ, удобрений и техники, пользовался регулярно, и эта помощь была ощутимой. Потом наверху решили, что надо начинать работать по западным схемам, как наши новые торговые партнёры, для того, чтобы соответствовать формату ВТО.

Получилось как всегда – стабильную, работающую схему упразднили, а вместо неё ввели погектарные выплаты. Во-первых, сумма денежной поддержки, выделяемая на один гектар, смехотворно мала по сравнению с таковой в других странах, входящих в ВТО. Во-вторых, в 2014 году очень многие фермеры района не смогли получить и этих небольших денег.

В плане дотаций мы в невыгодном положении по сравнению с нашими зарубежными коллегами. Например, в Польше погектарные выплаты считаются невысокими относительно других европейских стран, но и они составляют 226 евро. Посчитайте, сколько это сейчас в рублях. Я уже молчу про Финляндию, где платят 954 евро на гектар, даже когда европейская валюта твёрдо стоила около 40 рублей за  один евро, на наши деньги получалось почти 40000 рублей, сейчас ещё больше. У нас же выплата на один гектар меньше тысячи рублей. А мы валового дохода 30 тысяч с гектара не всегда получаем.  Но нужны деньги на ГСМ, удобрения и ремонт техники. А еще попробуй, реализуй урожай по хорошей цене!

– Проблема реализации действительно стоит настолько остро?

– Не то слово! В 2012 году, например, хорошо уродилась сахарная свекла. Казалось бы – собирай урожай, сдавай и зарабатывай. Но не тут-то было! Цены тогда упали ниже некуда.

Землю –                        крестьянам!

– За последние пару лет у многих фермеров остро встал вопрос продления аренды земельных угодий. Вас эта проблема коснулась?

– Да, и очень ощутимо. Сейчас уже всё позади, договоры аренды продлены, но сколько из-за этого потрачено времени и сил. Сами посудите, работает человек на земле уже больше 20 лет, по-крупному вложился в покупку землеобрабатывающей техники, постройку жилища и хозяйственных помещений, строит планы на будущее. И вдруг ему говорят, что по истечении срока действия предыдущего договора новый с ним продлевать не будут, а новый арендатор определится по итогам открытых торгов. То есть всё, чем человек жил десятилетиями, может исчезнуть навсегда. Есть от чего забеспокоиться.

Фермеры устали от несовершенства законов, которые регулируют их отношения с государством. Это не только моё мнение, так считают многие землевладельцы и арендаторы района. Что-то изменить пытается ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств. Руководитель Павловского отделения                                                                  АККОР Андрей Гуркалов неоднократно обращался с проблемами арендаторов к краевым властям, но что-то не похоже, чтобы тех сильно волновали наши проблемы.

Необходима чёткая законодательная база, учитывающая интересы сельхозпроизводителей в регионах. Есть надежда, что бывший губернатор Кубани Александр Ткачёв, недавно назначенный министром сельского хозяйства России, сможет повлиять на принятие нужных фермерам всей страны законов.

Муки выбора                    техники

– А хорошие новости есть?

– Радостные события обычно приходится создавать своими силами. Вот трактор недавно приобрёл иностранного производства, «Терион», мощность – 280 лошадиных сил. Он – многоцелевого использования,  на нём можно выполнять абсолютно все виды работ. К нему есть всё навесное оборудование, а самое главное – ширина этого трактора позволяет передвигаться по дорогам общего пользования. Есть много других вариантов для покупки хороших, мощных тракторов. Но они зачастую слишком большие и поэтому на дорогу по нынешним законам на них выезжать нельзя. А если с поля на поле по-другому не проехать?

– Сейчас все только и говорят о проблеме импортозамещения, а вы трактор импортный покупаете. Отечественного аналога не было?

– Если бы российская техника не уступала по функциональности и эффективности – с удовольствием приобретал бы только её. Но пока что главный козырь у отечественного производителя сельхозтехники – цена. Приходится тщательно подходить к выбору, взвешивать все за и против. Комбайн, например, купил белорусского производства – «Полесье». В прошлом году убрал на нём колосовые на 400 гектарах абсолютно без проблем.  Считаю, что он не уступает по возможностям применения зарубежным аналогам, а цена значительно ниже. Думаете, фермер сэкономить не хочет? Где можно обойтись нашей техникой – беру её. Тем более, что это направление тоже понемногу развивается, и на рынке уже появляются очень достойные образцы.

Патриотом                   быть непросто

– Как по вашему, справимся с задачей импортозамещения? Не будем говорить обо всей России, возьмём для рассмотрения Краснодарский край и Павловский район.

– Насчёт всего края не скажу, а в районе, на мой взгляд, пока до выполнения этой задачи очень далеко. Ну нельзя ведь за год восстановить то, что разваливали двадцать лет. И дело здесь не в плохой работе крупных,  фермерских или личных подсобных хозяйств. С этим как раз всё в порядке, людей, любящих родную землю и умеющих на ней работать, у нас предостаточно. Просто два десятилетия вся страна ориентировалась на закупки всего импортного, планомерно разваливая всё хорошее, что у нас было.

Простой пример – собираюсь я сеять и, как истинный патриот, ищу для этих целей отечественные семена высокой продуктивности. А вокруг одни импортные, причём даже искать не надо, сами привезут. Вот кубанские сорта – попробуй найди. Хотя, если постараться, то можно. Вот только будут ли наши фермеры тратить на это время и силы, которых постоянно не хватает. В прошлом году сеял оте-чественный сорт кукурузы, получил отличный урожай. Уверен, что наши селекционеры способны создавать прекрасные высокопродуктивные семена для посадки, но эта отрасль в сильном упадке, поэтому нужна грамотная государственная поддержка на её восстановление. И так почти в каждой сфере сельского хозяйства.

Раздолье                       для бюрократов

– Кстати, о программах гос-поддержки сельхозпроизводи-телей. Кажется, вы не слишком довольны их эффек-тивностью?

– О какой эффективности может идти речь? Я в этом году заблаговременно собрал все необходимые документы для получения погектарных выплат, но нашлась в одном пункте маленькая ошибка, допущенная работником организации, выдававшей нужные бумаги – и всё, отказ. Крайний, как всегда, фермер. И снова впереди беготня по замкнутому кругу – одни отправляют к другим, другие – к третьим и так до бесконечности. Многие фермеры, у которых не так много земли, просто не подают документы на получение погектарных выплат, считая, что выйдет себе дороже. И кому, скажите, нужна такая помощь? Когда уже власти будут по-настоящему помогать крестьянину? Или хотя бы не мешать?

Каждый                     сам за себя

– Мировой опыт ведения фермерских хозяйств показывает, что лучшим выходом для сельхозтоваропроизводителей является объединение в сельхозкооперативы. Тогда и с реализацией будет проще, и с техникой дорогостоящей тоже. Ваше мнение?

– Это очень сложный вопрос. Думаю, не готовы люди у нас к такому объединению. Возникнет очень много разногласий. Например, сдача зерна сообща. Кто-то выращивает отборную пшеницу высокого класса, а кто-то – что придется. При сдаче пшеница смешивается, ее класс падает и в итоге в выигрыше будет тот, кто сдал пшеницу похуже качеством.

Признаться, я и сам пока не готов к кооперативному ведению хозяйства. Уже давно привык рассчитывать только на себя и свою семью.

В заключение хочу ещё раз сказать, что нужны законы, которые помогали бы фермерам в урегулировании отношений друг с другом и с государством. Я не знаю, какими будут эти законы, но очень надеюсь, что рано или поздно они появятся. Тогда и проблема импортозамещения в сельском хозяйстве решится быстро и легко.

Ю. Бойцов.

Фото автора.