Вспоминая прожитые годы, я с особенной болью думая о фронтовиках, наших родителях, которые с боями прошагали от Кубани до Берлина и победили фашистскую Германию.

Как жаль, что мой  отец  Павел Яковлевич Ничик не  дожил до   этих дней, его не стало 20 лет назад.  Семнадцатилетним пареньком   попал   в пекло войны, испытал ужасы плена, когда людей держали как скот в загородке, не давая ни еды, ни воды. А за малейшее неповиновение или просьбу – расстрел.

Когда  наши части освободили его и товарищей –  гнал фашистов с Кубани. После одного из боев его посчитали погибшим:  на глазах у многих рядом с ним взорвалась бомба. Домой ушла похоронка, а отец чудом выжил, навсегда запомнил ту воронку, едва не ставшую ему могилой.

Со своей частью  прошел не только по Советскому Союзу,  но и по  Румынии, Австрии,  Чехословакии. С горечью вспоминал, как было обидно терять боевых товарищей после капитуляции Германии. Люди радовались, теряли бдительность, а   недобитые фашисты стреляли в спину, из-за угла.  Себя героем он не считал. Говорил, что  делал то, что должно, как и все тогда.

И мой свекор Иван Ефимович Поддубский – участник  той войны.  Уже два года как его не стало. Под Ростовом его тяжело ранило. Медсестра вытащила с поля боя. В хате на соломе, недалеко от линии огня он, как и другие раненые, ждал помощи. Но  спасшая его «сестричка» только раз в день могла сделать перевязку и снова возвращалась на передовую. Такие были ожесточенные бои.

Затем была нелегкая дорога в госпиталь, когда санитарный состав увозил в  глубокий тыл, в Сибирь, на лечение солдат, собирая по дороге на станциях новых и выгружая умерших.   Иван Ефимович выжил, штурмом брал Кёнигсберг, успел отучиться в танковом училище. День победы встретил в Берлине.

Когда не стало моих близких, воевавших за Родину, в нашей семье появилась новая традиция – на                    9 Мая посещать могилы отцов. Я заметила, что и другие станичники тоже бывают в этот день на погосте, чтобы снова и снова произнести слова благодарности им,  прошедшим через испытания и подарившим мирное небо нам, потомкам.

С. Поддубская.

Ст. Павловская.