Любовь Омельяненко
Антикризисный эксперт, главный редактор газеты «Белоглинские вести», ответила на вопросы читателей портала Кубанский репортер.
Александра Кириленко (город Армавир): Любовь Владимировна, планируем с мужем открыть небольшую типографию, как вы считаете, в условиях экономического кризиса это правильное решение? И что необходимо сделать нам, чтобы не прогореть, дайте, пожалуйста, профессиональный совет.
Любовь Омельяненко: В Армавире есть хорошая типография, и не одна. И, тем не менее, я «За» ваше решение. У нас при редакции, помимо выпуска газеты «Белоглинские вести», телеканала «Родная земля», мы оказываем полиграфические услуги. Что мы делаем? Печатаем бюллетени по заказу администрации сельских поселений, брошюры, бланки, ценники, визитки, журналы (офисный учет), этикетки черно-белые. Занимаемся дизайном сложной полиграфии, а сам заказ исполняет более мощная типография. Например, телефонные справочники, рекламные буклеты, книги и т.д. Даже баннеры, наклейки на авто и прочее.
Выгоды мини-типографии: мы беремся за «мелкие» заказы, практически, штучные. В больших типографиях «мелочи» заказывать дорого.
Необходимый минимум оборудования для мини-типографии: ризограф, ламинатор, резак, брошюратор (не говоря о компьютерном комплексе) и т.д. На полиграфической выставке в Москве увидела немало предложений по расширению услуг мини-типографий! Пока мы сами, увы, не воспользовались и не расширили спектр услуг, потому что необходимо вкладывать средства в приобретение оборудования, а их пока нет в связи с ростом цен на почтовые услуги и ростом убытков в сфере газетного дела.
Какие услуги может оказывать мини-типография помимо выше оговоренных? Изготавливать продукцию с логотипами практически на всем: на майках, кружках, сувенирах, флажках, бумаге, папках (к различным датам, дням рождения, свадьбам).
Ваше мини-дело надо раскрутить. Очень важна реклама. Поскольку средств на размещение рекламы в СМИ у вас, вероятно, не так много. Надо использовать «ходячую», «позвонковую» рекламу: вести переговоры, создать базу заказчиков, вплоть до того, что знать дни рождений, памятные даты предприятий и всячески «бежать впереди паровоза».
Виктор Плахин (город Туапсе): В последнее время ходят разговоры, что в СМИ необходимо частично вернуть рекламу алкоголя и биологически активных добавок (БАД). Это поможет нашим средствам массовой информации пережить кризис? Если да, то как?
Любовь Омельяненко: Я за рекламу качественного алкоголя. Это дорогая реклама и недешевого зелья. Пусть будут ограничения. БАДами сама пользовалась – разборчиво. Они сейчас продаются в аптеках. Рекламировать можно, но опять же с ограничениями.
Пережить кризис СМИ только по этим пунктам? Нет, это не поможет. Суть кризиса в другом. СМИ не могут нести на себе бремя и проблемы Почты России. Это ошибочное, катастрофически беспечное решение – переложить проблемы на СМИ. Решать вопрос надо по существу и немедленно, иначе мы загнемся уже вместе с Почтой России.
Михаил Волежнов (город Краснодар): В кризисное время стоит ли газетам отказаться от услуг Почты России? Как вы считаете, есть ли другие, альтернативные и менее затратные, способы доставки печатных изданий?
Ирина Саныгина (Темрюкский район): Завершается подписная кампания, как вы можете оценивать ее результаты? В кризисное время люди стали меньше подписывать газет, журналов? И как можно исправить эту ситуацию в лучшую сторону?
Елена Иовлева (город Темрюк): Как вы выстраиваете на месте работу с почтальонами? Партнерские отношения влияют на подписную кампанию?
Любовь Омельяненко: Отказаться от услуг Почты России? Это сказочная мечта. Многие пробовали, но вернулись на круги своя. Например, в Ростовской области. Газета «Сальские степи» 2 года самостоятельно занималась доставкой, а потом вернулась в лоно Почты. Как вы знаете, в Красноармейском районе редактор газеты Диана Горбань несет это бремя. Мне искренне жаль редактора, который вынужден думать не только о газете, телеканале, но и о том, как ее доставить читателю. Это каторга! Каждый должен заниматься своим делом. Два в одном, как шампунь с кондиционером – одно другое, отчасти, нивелирует. Можно потерять и то, и другое.
У нас с Почтой России были очень натянутые отношения. Вплоть до разборок в прокуратуре. По ее решению, возвращались средства за недоставленные номера газеты, наказывались нечестные почтальоны. Но… звонки от подписчиков продолжали поступать ежедневно. Тогда мы решили изменить тактику: объявили народное «вече» в виде смс-голосования. Подписчики должны были оценить работу почтальонов, рассказать нам, знают ли они их в лицо, общаются с ними? Есть ли среди них достойные и кого из них можно назвать «лучшими народными почтальонами сельского поселения»? Народ откликнулся. Самое интересное – прекратились жалобы. Этот конкурс подстегнул самих почтальонов. Они перестали озорничать с доставкой.
Убеждена, партнерские отношения важны в нашем общем деле и их лучше выстраивать на принципах взаимоподдержки, уважения, доверия, поощрения. Хотя по-прежнему к единичным фактам жалоб относимся очень серьезно и без последствий такие факты не остаются.