Десятки раз бывал в Усть-Лабинске, ни сном ни духом не ведая о том, что всего лишь в восьми километрах от города – станица Некрасовская, где в далёком 1965-м снимался фильм «Стряпуха».

Нынешним летом – ровно полвека, как известный кинорежиссёр Э. Кеосаян (на его счету немало фильмов, включая нашумевших в своё время «Неуловимых мстителей») в течение двух с лишним месяцев воплощал на берегах Лабы свои творческие идеи в жизнь.

Чем не повод встретиться с людьми, которые участвовали в съёмках и общались с В. Высоцким, Г. Юматовым, С. Светличной и другими актёрами советского кино!

Пару часов езды, и вот она – Некрасовская. В самом центре станицы первый же попавшийся на глаза человек – А.Ф. Козельская – свидетельница тех событий.

– В 1965-м я училась в десятом классе, – вспоминает Алла Фёдоровна. – Оператор Ф. Добронравов пришёл к нам домой и попросил лестницу, чтобы наладить свет на съёмочной площадке. Было очень интересно, я участвовала в массовке. Л. Хитяева, С. Светличная и другие актёры вели себя просто с нами, местными жителями. О Высоцком мы в то время почти ничего не слыхали. Ему тогда волосы обесцветили, он запомнился очень живым, непоседливым и общительным. Ездил по Некрасовской на зелёном мотоцикле «ИЖ», его для съёмок предоставила семья наших станичников Ивановых. Смотрели мы все на актёров с подлинным восхищением: вот они, московские знаменитости!

25-07-2015_10

В.Ф. Кузнецова демонстрирует фотографию, где она запечатлена со Светланой Светличной.

Побеседовав с Аллой Фёдоровной, созвонился с главой сельского поселения Т.Ю. Скориковой. Дала телефон А.В. Цисульской. Вот что вспомнила Анна Васильевна:

– В 1965 году мне исполнилось 17 лет. Больше всех врезались в память Светличная и Высоцкий. Я снималась в сцене, где показана вечеринка. Когда просматриваю эту комедию, узнаю себя молодой. Правда, появляюсь я там только мельком, какие-то секунды! Мою подругу Валю Кузнецову можно разглядеть гораздо лучше!

С главой поселения приехали на ул. Широкую – к Кузнецовым. Валентина Фёдоровна и её муж Алексей Николаевич поначалу для проформы немного поважничали: так им надоело обо всём этом рассказывать! Но через пару минут уже с удовольствием вспоминали события 50-летней давности.

– В фильме есть такая сцена, – рассказывает Валентина Фёдоровна, – герой Г. Юматова садится на танцах на бревна и здоровается за руку с местными хлопцами. Среди них можно узнать недавнего главу администрации Некрасовского поселения С.С. Ткаченко, очень юного. Потом девушки начинают петь. Меня очень хорошо видно в кад-ре – в красном платье в горошек, молодая, красивая. Лет пять или шесть назад во время кинофестиваля в Усть-Лабинске я встречалась со С. Светличной. Она меня не забыла! Вспомнила даже, как заплетала мне перед съёмками волосы. Мы с нею сфотографировались на том фестивале. Обе даже прослезились…

Потом с А.Н. Кузнецовым, в недавнем прошлом атаманом Усть-Лабинского района, проехались по Некрасовской. Он показал знаковые места фильма. Хата героини Л. Хитяевой и её матери давно снесена. Тут сейчас школа, выстроенная 35 лет назад. Рядом, в двух шагах, снималась та самая сельская вечеринка, в которой станичники узнают себя молодыми. Соседнее здание церкви когда-то было столовой. Но не той, где «буфетчица» И. Чурикова разливает посетителям в кружки пиво. Той «столовки» уже давно нет, на её месте – маленький базарчик и кафе «Кубань».

Съездили с Алексеем Николаевичем на берега Лабы. Тут всё рядом. Сначала – туда, где местная жительница Татьяна Симонова (перебралась с тех пор в соседний Хатукай) в одном из эпизодов несёт вёдра на коромысле. Потом – к месту, на котором «стряпуха» Светличная набирала из речки воду в бочку.

25-07-2015_11

А.Н. Кузнецов на том самом месте. где размещался полевой стан в кинофильме

Ну а где, собственно, в фильме находился полевой стан и длинный деревянный стол, сев за который, механизатор Андрей Пчёлка в исполнении В. Высоцкого на вопрос стряпухи – налить ли и ему борща, ответил так: «Разве что самую малость!»? Киношный стан размещался в трёх километрах от Некрасовской. Территорию эту местный люд называет «дубками». От просёлочной дороги надо пройти по изрядно замусоренной посадке метров сто. Вот оно! Заросло травой. В центре – какое-то дерево, дальше – распаханное поле. Неузнаваемо!

Вот что вспоминает Н.Р. Степанова (в 1965-м – девятиклассница): «Я хорошо помню, как артисты приехали к нам. Мы все побежали к тому месту, где сейчас новая школа и стадион. Туда нагнали много техники, были зеркала, лампы. Тогда популярность Высоцкого только набирала силу, я увлеклась его песнями. Когда увидела его воочию, показалось, что – высокий. Он был блондин в тельняшке. Мама моя в то время пела в агитбригаде. Её и остальных пригласили сфотографироваться с артистами. Она стояла рядом с Высоцким.

Н.А. Позигунов: «Мне тогда было лет 15. Высоцкого помню хорошо, наши мальчишки постоянно возле него крутились. Бывало, сядут на бревно, а он им песни под гитару поёт. Звал в Москву, говорил: «Приезжайте и на артистов учитесь». Ещё у нас клёвом на реке интересовался. А мы ему отвечали: «Клёв то есть, то – нет». А он шутил: «У нас в московских магазинах клёв всегда есть!». Но рыбу мы ему всё равно ловили…»

«Стряпуха» создавалась не только в Некрасовской, но и в селе Красногвардейском. Это – километ-ров 20 от станицы. Вот что писал Высоцкий в конце 1965 года своему другу И. Кохановскому (тому самому, которому посвятил песню «Мой друг уехал в Магадан»): «Летом снимался в «Стряпухе». Съёмки под Краснодаром, станция Красногвардейская. Там, Гарик, куркули живут! Там – изобилие, есть всякая фрукта, овощи, живность, окромя мяса, зато гуси, ути, кабанчики. Народ жаден. Пьёт пиво, ест, откармливает свиней и обдирает приезжих. Ничего, кроме питья, в Краснодаре интересного не было. Стало быть, про этот период – всё…».

Из-за досадной переозвучки в фильме «Стряпуха» В. Высоцкий поёт чужим голосом. «Народ прямо передёргивается в зале – настолько ясно, что это другой человек», – писал позже Владимир Семёнович.

«С режиссёром Кеосаяном у него возникали разногласия. Артисты возвращались со съёмок около 11 часов ночи. График был очень плотный. Не успеют войти в хату – тут же гости. Высоцкий отставлял в сторону гармошку, брал гитару. До двух ночи веселились. Утром на Володю режиссёр недовольно поглядывал – слишком измученный вид был у парня», – так писала когда-то о съёмках «Стряпухи» газета «Кубанские новости».

…А где ещё на Кубани, кроме Усть-Лабинского района, бывал знаменитый бард и актёр? Говорят, что в станице Бесскорбной Новокубанского района. Ещё мальчиком, в 1953 г., ездил туда с семьёй. Неоднократно бывал в Сочи, Адлере и Хосте. В Краснодаре – только в аэропорту, чтобы переночевав, взять там такси и отправиться в Минеральные Воды и дальше – к месту съёмок фильма «Вертикаль» под Эльбрус.

«Удар, удар, ещё удар,

Опять удар… И вот –

Борис Будкеев (Краснодар)

Проводит апперкот».

Так в «Песне о сентиментальном боксёре» упоминается наш краевой центр.

Не раз актёр бывал в Новороссийске. Но в стихах об этом городе, кажется, – ничего. Зато есть строчки о Ейске, где Высоцкий, скорее всего, никогда не был, в песне «Через 10 лет всё так же».

«У автомата – в нём ума палата,

Стою я, улыбаюсь глуповато:

Такое мне ответил автомат!

Невероятно, – в Ейске –

Почти по-европейски:

Свобода слова, – если это мат».

Или вот: «Зря я дёргаюсь: Ейск –  не Бейрут,

Пассажиры покорней ягнят,

Террористов на рейс не берут,

Неполадки к весне устранят».

Память, как и люди, несовершенна. В 1988-м, к 50-летию со дня рождения актёра, со стапелей в Хорватии сошёл танкер «Владимир Высоцкий», на нём была «его» каюта – письма, фотографии, личные вещи и т.д. Порт приписки – Новороссийск. С замначальника Новороссийского морского пароходства В. Кочергой поэт был знаком и даже дружил. В 2003-м корабль продали другому государству. Что стало с каютой – неведомо.

…В Некрасовской нет даже скромной мемориальной доски, посвящённой съёмкам «Стряпухи». «А зачем? Кому надо, тот знает!». Так примерно ответила глава сельского поселения. И так – сплошь и рядом. А разве в кинотеатре им. Кирова в Павловской, где перед зрителями когда-то выступали такие знаменитости, как Н. Крючков, Л. Харитонов, Б. Сичкин и другие, есть хоть что-то, напоминающее о тех встречах? Вопрос, конечно же, риторический, поскольку нет ничего. Согласитесь, печально.

По приезде в Павловскую ещё раз пересмотрел «Стряпуху». Увидел многое из того, чего раньше не замечал. Фильм, ставший классикой отечественной кинокомедии, как бы заиграл новыми гранями и красками, ещё больше подкупая своей наивностью и простотой. Далёкий 65-й стал намного ближе, причудливо соединив яркое кинематографическое прошлое, пусть и очень кратковременное, с обыденным и монотонным настоящим.

До «ушедшей натуры» от нас – каких-то 120 километров.

Е. Николаев.

Павловская-Некрасовская.