18-08-2015_11 соответствии с государственной программой импортозамещения  власти района настойчиво рекомендуют крупным и малым хозяйствам делать упор на производство овощей. Но большие сельхозпредприятия, специализирующиеся на выращивании зерновых культур,  огороды разбивать не спешат – слишком велики риски из-за отсутствия устойчивого рынка сбыта. Пока вся надежда на  отдельных сельхозпроизводителей, которые давно занимаются выращиванием овощей в закрытом грунте. Один из них – глава фермерского хозяйства Виталий Малышев. Он вместе с женой Викторией содержит теплицы на хуторе Междуреченском. 

Начинали             родители

– Давно существует ваше сельхозпред-приятие?

– С 1992 года, ещё родители начинали. Я сначала был просто членом хозяйства, а с 2001 года отец передал мне полномочия руководителя. Территорию под теплицы расширяли постепенно путём покупки соседних участков. Сейчас общая площадь обрабатываемого закрытого грунта составляет примерно 0,8 гектара.

– У некоторых фермеров теплицы покрыты стеклом. Почему вы выбрали плёнку?

– Нас она вполне устраивает, это золотая середина по соотношению цена-качество. Стеклянная теплица нам просто не по карману, она обойдётся в баснословную сумму. На какие средства прикажете строить и сколько времени уйдёт на её окупаемость?

Специализированная плёнка для теплиц используется пять лет, мы уже успели в этом убедиться. Овощи под её защитой чувствуют себя хорошо.

– Специализируетесь на выращивании поми-доров?

– Да, в основном занимаемся ими, хотя в этом году посадили болгарский перец, осенью соберём урожай. Выращиваем и огурцы, но немного – для себя.

Семена                            и удобрения

– Семена наши или импортные?

– Импортные. Где сейчас отечественные найдёшь? Во времена Советского Союза предприятия, занимающиеся селекцией овощных культур, были сосредоточены в Приднестровье. В 90-е годы мы потеряли эту территорию, а вместе с ней и наработки по овощеводству. В ближайшее время не вижу предпосылок для быстрого возрождения этой отрасли в России.

Так что третий год используем немецкие семена, раньше были голландские. У нас постоянно несколько сортов находятся на испытаниях, мы сажаем их отдельно и смотрим, стоит ли заниматься ими в больших объёмах.

– Где берёте семена?

– Привозят торговые представители иностранных компаний. Знакомят с новинками, дают рекомендации по уходу. Так что, если появятся отечественные селекционеры, им придётся создавать подобную структуру, удобную для покупателей. Иначе рынок импортных семян потеснить не удастся.

– Используете в работе хоть что-нибудь отечественного производства?

– Удобрения в основном российские. Фунгициды наши приобретаю, в последнее время использую отечественные биопрепараты. Никаких нареканий.

Прибыльный          период

– Когда у вас начинается сезон?

– В декабре сеем в специальной отапливаемой теплице семена для получения рассады, а в конце февраля – начале марта распределяем по основным площадям. Стараемся рассчитать так, чтобы разные сорта созревали в разное время. До середины ноября собираем два урожая томатов. Затем наступает перерыв длительностью примерно  месяц, во время которого готовимся к следующему сезону – меняем плёнку, удобряем и рыхлим землю.

– Какой период приносит наибольшую прибыль?

– Самый первый весенний урожай, когда цены на овощи самые высокие. И хотя в это время  затраты весьма ощутимые, прибыль всё перекрывает. Именно по этой причине большинство теплиц у нас – отапливаемые.

– Есть ещё особенности именно у тепличного хозяйства?

– Обязательно используем капельный полив – экономично и эффективно. Есть свои скважины и насосы для орошения. Также крайне необходимы дизельные теплогенераторы – на случай сильных морозов, если не справится основная система отопления, работающая на угле. Есть и ещё некоторые нюансы, например, большое количество ручного труда. Вот из всего этого и складывается в итоге высокая себестоимость продуктов овощеводства.

Надо что-то         менять

– Со сбытом продукции всё хорошо?

– Как вам сказать, всё упирается в цены. Отдашь дешевле – реализуешь всё, постараешься удержать цену – можешь остаться с товаром на руках, а те же томаты долго не хранятся. В итоге приходится делать уступки перекупщикам, которые не вложили в продукцию и сотой доли труда по сравнению с фермером, но получат не меньшую прибыль.

Моё мнение – нужны оптовые базы для приёмки, хранения и реализации овощей. Едут же оптовики за товаром в Курганинск, Михайловскую, Таганрог, Ростов-на-Дону, Кривянку. Это уже сформировавшиеся перевалочные центры. Мы здесь реализуем ранние томаты оптом по 110 рублей, а у них там по 130 забирают, потому что покупателей много и объёмы могут большие предложить. Я не смогу выдать нужных объёмов. А вот если бы сюда свозили овощи со всего района, тогда мы бы стали интересны оптовикам. Получилась бы не конкуренция, а разум-ная кооперация, и все были бы в плюсе. Но сначала нужно создать подходящие условия для хранения продукции. Это большие деньги и взять их пока что неоткуда.

В конце концов, существовала же когда-то государственная система заготконтор, она давала уверенность, что выращенный урожай ты сдашь по приемлемой цене.

– Нет цивилизованного рынка?

– Любую хорошую идею может испортить пресловутый человеческий фактор. Когда-то мы выращивали лук в открытом грунте и сдавали его оптом по хорошей цене на одну базу. У неё была фасовочная линия,  лук попадал на прилавки сети «Магнит». Мы прекрасно отработали два года, а затем та контора расширилась. Пришли «эффективные менеджеры», которые стали брать «откаты» от крупных хозяйств за приоритетное обслуживание. В итоге поставщиков с небольшими объёмами с той базы просто выдавили. В очередной раз чьи-то деньги решили всё за нас. Когда уже у нас в стране наступит цивилизованный рынок, о котором нам говорят с экранов телевизоров уже больше 20 лет?

Овощеводство            по-китайски

– На рынке овощей довольно-таки высокая конкуренция. Сильно поддавливают китайцы, причём те, которые обрабатывают землю на территории России. Правда, после их обработки на том месте несколько лет вообще ничего не растёт, даже сорняки, но кого это волнует?

Представьте ситуацию: сажают в теплицах овощи одновременно я и какой-нибудь арендатор-китаец в другом районе края. На улице и у меня и у него 16 градусов мороза. Но я искусственно обогреваю свои растения, а китаец нет, только чем-то поливает.

Я не знаю, чем надо поливать овощи, чтобы они вырастали зимой в теплицах без отопления быстрее, чем у меня с отоплением. И не мёрзли. И при этом стоили в два раза дешевле турецких. Что-то мне подсказывает, что такие овощи не будут полезными для человеческого организма.

О варварском отношении к нашей земле со стороны иностранных арендаторов много пишут в прессе. Но пока что всё остаётся как и раньше. Считаю, что с такими огородниками надо разобраться на государственном уровне. В идеале – вообще запретить им заниматься растениеводством на территории России.  Меньше земель отравят. Сделать это несложно, надо всего лишь сделать химический анализ проб почвы на месте их теплиц и проверить сами овощи. А потом выпроводить таких «хозяев».

Запасной            аэродром

– Почему занимаетесь овощами только в закрытом  грунте?

– У нас очень часто бывает град, для помидоров он губителен. Хотя в позапрошлом году не спасли и теплицы – град был очень сильным. Тогда нас выручила арендованная земля, на которой выращиваем зерновые культуры – урожай с неё помог перекрыть убытки от потери овощей. С тех пор используем другую плёнку в качестве покрытия, более прочную.

В открытом грунте сеем пшеницу, кукурузу и подсолнечник. Это страховка на случай, если с овощами что-то пойдёт не так, без неё вся наша деятельность становится слишком рискованной.

– Нанимаете дополнительных работников?

– Сейчас помогает только один, местный житель. На сбор урожая привлекаем ещё людей по трудовому договору. Желающих подзаработать предостаточно. Раньше нанимал граждан Узбекистана, но поскольку правила трудоустройства мигрантов изменились, пришлось отказаться от их услуг. Да ещё курс валют подскочил, а они меньше чем за 300 долларов работать не хотят.

Субсидиями             доволен

– Помощь от государства получали?

– Да, при возведении теплиц. Сначала строил на свои средства, затем получал дотации из расчёта 300 рублей за квадратный метр закрытого грунта. И хотя субсидии покрывают затраты лишь частично, для нашего хозяйства это ощутимая помощь. Считаю именно программу дотаций на строительство теплиц самой эффективной из всех существующих. Она реально работает. Чего не могу сказать о погектарных выплатах, которые получают далеко не все желающие.

Тревожное         будущее

– У вас есть проблемы с продлением аренды земель?

– С участками под теплицы всё в порядке, нас уже десять лет посещают различные делегации для обмена опытом и всегда уезжают довольные визитом. Было много разных комиссий, нарушений ни разу не выявили. Ставим на участках сельскохозяйственные эксперименты, результатами делимся. Но эта земля у нас в собственности. А вот с арендованными угодьями в Новопластуновском сельском поселении действительно могут возникнуть проблемы, как и у многих других фермеров района. Кого-то это уже коснулось, кого-то коснётся в будущем, когда придёт время перезаключать договор аренды. Раньше была возможность просто продлить его, но законы изменились.  Теперь вернуть право трудиться  дальше на земле, столько лет бывшей твоей, придётся через открытые торги на общих основаниях с другими претендентами.

Восемь лет мы благополучно обрабатываем эти земельные участки. Два года подряд занимали первое место в районе среди малых предприятий по урожаю зерновых культур. Но когда срок аренды истечёт, нет никакой уверенности, что именно мы сможем заключить новый договор на пользование этими участками. Даже  несмотря на то, что у нас не было никаких нарушений правил пользования землёй и налоги мы платили вовремя.

Так что есть реальная угроза в будущем потерять 27 гектаров арендованной земли. Всего у нас 89 гектаров, мы можем  лишиться сразу 30 процентов всех угодий, а значит, и прибыль упадёт на треть. Для нашего небольшого хозяйства это станет серьёзным экономическим потрясением. Душевного спокойствия не добавляют взятые в банке кредиты и  приобретённый в лизинг трактор – выплаты предстоят немалые.

– В разговоре вы упомянули о разумной кооперации сельхозпроизводителей. Вы верите в сегодняшнюю возможность собственников добровольно объединиться ради совместной выгоды?

– Вон идёт мой знакомый, Владимир Рахинский, успешный фермер. Обрабатывает 340 гектаров земли, для чего имеет в собственности всю необходимую технику. Давайте спросим, хочет ли он вступить в кооператив?

– Лучше бы с проверками приходили пореже, – слегка подумав, ответил Владимир, – невозможно работать, то одни контролёры заявятся, то другие.

– Видите, не нужен кооператив человеку, у которого уже есть земля и техника. Опоздало это предложение лет на 20 минимум, в 90-е годы оно было бы актуально.

Ю. Бойцов.