В Краснодаре в пятый раз подряд прошла главная  региональная агропромышленная выставка года –  «Кубанская ярмарка». Она убедительно продемонстрировала неограниченные возможности кубанских сельхозпроизводителей в обеспечении продовольственной безопасности России и решении проблемы импортозамещения. Павловский район представляли 22 участника.

10-10-2015-_11Что   изменилось?

В этом году «Кубанская ярмарка» впервые проводилась на территории выста-вочно-конгрессного коплекса «Экспоград Юг». Раньше она проходила на Краснодарском ипподроме, но за четыре года так разрослась, что там ей стало тесно. Плюсы смены места очевидны – значительно увеличилась выставочная площадь, экспоненты в этот раз располагались в более комфортных условиях, не во временных шатрах, а в капитальных зданиях, построенных специально для проведения подобных мероприятий.

Весь комплекс абсолютно новый – «Кубанская ярмарка 2015» является первой официальной выставкой в его стенах. «Экспоград Юг» – современный многофункциональный выставочно-конгрессный комплекс юга России, его площадь 80 тысяч квадратных метров. Технические возможности соответствуют мировым стандартам и позволяют оказывать практически весь спектр услуг по организации и проведению выставочных и культурно-массовых мероприятий.

Благодаря смене места проведения, количество участников ярмарки увеличилось с 850 до 1020, а общая площадь павильонов выставки в 1,7 раза –  до 26,5 тысячи квадратных метров. Экспозиция выставки заполнила три павильона комплекса, ещё один, надеемся, распахнёт свои двери в следующем году. На открытой площадке были расположены сцена, места для зрителей и летние кафе-веранды, где готовили традиционные кубанские блюда (недешёвые, к сожалению).

Проведенная при поддержке министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, юбилейная выставка по своему размаху превзошла все предыдущие.

 Цели и задачи

Основная цель организаторов ярмарки осталась прежней – показать достижения сельхозтоваропроизводителей Кубани потенциальным покупателям и возможным бизнес-партнёрам. А также создать профессиональную площадку для обмена опытом между участниками малого агробизнеса по внедрению  прогрессивных  методов ведения    сельскохозяйст-венного производства и расширения региональных и межрегиональных хозяйст-венных связей и деловых контактов. Как результат – стимулировать развитие новых форм хозяйствования в АПК, рост занятости населения в аграрном секторе, повысить объем и качество производимых продуктов.

За четыре дня работы выставки, с 24 по 27 сентября, как  сообщает  пресс-служба администрации  Краснодарского края, было реализовано свыше 840 тонн сельхозпродукции, больше четырех тысяч предметов народных промыслов, а  также 161,5  тысячи единиц   саженцев  и  посадочного материала. Выручка от  реализации продукции составила  более 100 миллионов рублей.

«Кубанская ярмарка» – это демонстрация результатов труда крестьянско-ферме-рских и личных подсобных хозяйств, всего того, что на Кубани научились выращивать, перерабатывать и производить при государственной поддержке.

Новые   направления

Юбилейная сельхозвыставка  была   организована в 11 кластеров по различным направлениям деятельности: животноводство, растениеводство, птицеводство, продовольственные   товары, сельхозтехника оборудование и   технологии,  товары народных промыслов,  садоводство, рыбоводство, пчеловодство и виноделие. На выставке этого года появились и новые кластеры – пивоварение и безалкогольные напитки, а в сегменте виноделия и виноградарства – агротуризм. В работе ярмарки было задействовано три павильона по 7 тысяч квадратных метров каждый, а также специальные площадки для деловой программы выставки, которая в этом году была весьма насыщенной.

Наши   на ярмарке

10-10-2015-_12

Екатерина БУЛОВИНОВА (справа) и Евгения ИВАНОВА привезли на выставку
саженцы

Павловский район в этом году  представляли  22  участника. Больше всего наших экспонентов   по  уже сложившейся традиции  было  представлено  в  кластерах «Садоводство», «Растениеводство» и «Продовольст-венные товары». Выставили продукцию Андрей Алейник, Екатерина Буловинова, Людмила Гарбуз, Андрей Гришко, Станислав Гудилин, Светлана Зенина, Юлия Игнатенко, Наталья Классина, Евгений Книга, Пётр Крупеня, Владимир Кудрявец, Сергей Медведев, Оксана Павленко, Николай Селевко, Давит Хосровян, Соня Чупракова, Юрий Юдаков и ЗАО КПП «Павловский». Татьяна Костик представляла товары народных промыслов, а Татьяна Нестеренко – пчеловодство. В кластере «Виноделие и агротуризм» честь района отстаивал Александр Павелков. Уникальную для наших мест  живность – калифорнийских червей, привёз на ярмарку Андрей Жалков.

Наших участников на ярмарке посетили глава района Владимир Трифонов и его заместитель, начальник отдела сельского хозяйства Сергей Абрамян. С вопросами организационного характера экспонентам помогала ведущий специалист администрации района Ольга Забара.   Не обошёл вниманием главную сельхозвыставку края и руководитель Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и кооперативов (АККОР) района Андрей Гуркалов.

Мнения  участников

Большинство представителей района прибыли на ярмарку не в первый раз, есть и такие, кто участвует в ней каждый год. Что же их привлекает в этом меро-приятии?

– Приезжаю несколько лет подряд, – делится впечатлениями Светлана Зенина, которая привезла широкий ассортимент мясной продукции – у меня здесь всегда отличные продажи. Как обычно, беру два места рядом, чтобы было где развернуться, мне ведь помогают муж и сын. В день открытия людей было меньше, чем в прошлом году на ипподроме, но это и понятно – место ведь новое, люди ещё не привыкли. К тому же, как мне кажется, в этот раз в городе вывешено меньше щитов с рекламой ярмарки, чем было в 2014 году, тогда от них просто рябило в глазах. Тем не менее, покупателей немало, поэтому рассчитываю реализовать всю продукцию, что обычно и происходит.

– Благодаря  участию в «Кубанской ярмарке» у меня значительно продвинулись дела, – говорит Евгений Книга. – Появились новые деловые партнёры, наладил производство пищевой добавки в виде порошка из топинамбура, который сохраняет все полезные свойства живого растения, но хранится гораздо дольше, чем сырые клубни. Замечаю, что с каждым годом растёт интерес к этой незаслуженно забытой культуре. Непрерывно налаживаю новые партнёрские отношения.

– На «Кубанской ярмарке» в первый раз, но мне уже здесь нравится, – высказывает своё мнение Андрей Жалков. – В прошлом году принимал участие в выставке «Золотая нива», опыт полезный, но основной упор там на производителей сельхозтехники, животноводов было относительно немного, а от района всего два участника, включая меня. Здесь всё по-другому, огромное количество производителей сельхозпродукции,  павло-вчан среди них тоже гораздо больше. Но затеряться среди других животноводов не боюсь, уже в день открытия есть покупатели, поступают предложения о сотрудничестве. Это несмотря на то, что мои калифорнийские черви – товар специфический и подавляющему большинству людей абсолютно неизвестный. Думаю, что ярмарка принесёт много пользы моему бизнесу.

Темы для    обсуждения

Благодаря стараниям министерства сельского хозяйства и торгово-промыш-ленной палаты края были проведены восемь специализированных круглых столов, где участники выставки обсудили многие вопросы хозяйствования и сбыта. Один из них, «Сам вырастил – сам переработал», охватил, по отзывам собравшихся, все актуальные для аграриев темы. Кроме того, участники выставки обсудили современные методы биологической защиты растений и сотрудничество фермеров с научными учреждениями и инфор-мационно-консультационными  службами.               В  обсуждении  участвовал  председатель Ассоциации крестьянских  фермерских хозяйств района Андрей Гуркалов.

Мнение   губернатора

– Традиции предков помогут нам выжить в любых экономических условиях. С таким народом, с такими работящими селянами никакие беды нам не страшны. Это – залог и гарантия продовольственной безопасности не только края, но и страны. Это и есть Кубань настоящая, хлеборобная, хлебосольная, – обратился губернатор Кубани Вениамин Кондратьев к присутствующим, открывая выставку. – Малый бизнес – малый только на словах. Его значение для края огромно. Фермеры и личные подсобные хозяйства производят 37 процентов молока в крае, третью часть скота и птицы, 70 процентов овощей. – «Сделано на Кубани» – сегодня это известный всей стране бренд, означающий высокое качество продуктов. Люди хотят покупать кубанское. Ищут наши продукты на полках магазинов. И такое народное признание не купишь ни за какие деньги, – отметил руководитель региона.

Господдержка   и сбыт

По сообщению пресс-службы администрации края, Вениамин Кондратьев в очередной раз подчеркнул необходимость решать вопрос сбыта сельхозпродукции. Губернатор заверил, что власти будут делать все возможное, чтобы максимально сократить путь качественной кубанской продукции к потребителю, на полки сетевых магазинов и на курорты. Кроме того, глава региона акцентировал внимание на необходимости мер господдержки для личных и крестьянско-фермерских хозяйств, отметив, что средства будут предоставляться только тем сельхозпредприятиям, которые реально работают и получают результаты.

Цены   и покупатели

«Кубанская ярмарка» – не аукцион неслыханной щед-рости, поэтому цены на ней в основном не ниже средних по краю. И этому есть разум-ное объяснение – участники едут на неё зачастую за сотни километров от дома, несут расходы на дорогу, проживание и питание. В конце концов платят за метраж занимаемых стендов. Чтобы покрыть издержки и получить прибыль, цена на продукцию должна быть не ниже рыночной. Поэтому за кошелёк покупателей приходится бороться другими способами – широким ассортиментом и качеством продукции, ярким и красивым оформлением стендов, бесплатными дегустациями и образцовым сервисом. А с этим на «Кубанской ярмарке» всё в порядке – столько товаров в одном месте вряд ли найдёшь где-то ещё. Справедливости ради стоит отметить, что отличная продукция по низким ценам здесь всё же встречается, хоть и не на каждом шагу.

Как обычно, особенной популярностью у посетителей пользовался кластер «Продовольственные товары». Горы всяких вкусностей одним своим видом завораживали людей, как мираж оазиса в пустыне манит обезвоженного путника. Основной контингент – женщины средних лет и старше, они плотно оккупировали стенды с мясными деликатесами, а чужие попытки подобраться поближе к тарелкам с нарезкой для дегустации воспринимали как объявление войны.  Мужчины вели себя сдержаннее и в основном старались завести деловые контакты – брали визитки и рекламные брошюры, уточняли возможные объёмы и сроки поставок товара.

Виноделы   и пивовары

Уже второй год подряд очень широко была  представлена слабоалкогольная продукция – вино и пиво. Частные пивоварни набирают обороты. Сейчас популярны сорта, максимально приближенные к натуральным, непастеризованные и без консервантов. Это и сдерживает распространение многих хороших, но малоизвестных марок пива, ведь сроки хранения у них примерно три дня. Пока довезёшь, пока продашь. Поэтому пивовары предпочитают не рисковать и реализуют пенный напиток по месту производства.

Вино с некоторых  пор   приравнено к  обычной сельхозпродукции, поэтому виноделы  последние  два-три  года тоже необычайно активны. Особенно много                                                     производителей   с  черноморского   побережья, традиционно  славящегося своими виноградниками. У этих павильонов с бесплатной  дегустацией  безоговорочно лидировали уже мужчины.  

Концертная  программа

Всеобщий   восторг  вызвали выступления  профессиональных  артистов   Кубанского казачьего хора, вокально-хореографичес-кого   ансамбля «Родник», творческих коллективов «Криницы», «Премьеры», Краснодарской                филар-монии,  «Казачьей души». Свой талант смогли продемонстрировать и самодеятельные артисты из Кавказского, Динского, Новопокровского, Щербиновского и еще девяти районов в ходе презентации муниципальных образований. Раззадоренные выступлениями творческих коллективов края, посетители ярмарки в буквальном смысле пускались в пляс на площади перед сценой.

   Мнение  председателя ЗСК

Председатель Законодательного Собрания  края Владимир Бекетов, который принял  участие  в работе выставки, отметил, что  на Кубани живут очень трудолюбивые, целеустремленные люди и  сегодняшняя  ярмарка – лучшее тому под-тверждение.

– Мы и впредь будем поддерживать агропромышленный комплекс края, и я убежден, что в ближайшее время достигнем еще больших результатов, – сказал председатель Законодательного Собрания.

Перспективы развития

Организаторы «Кубанской ярмарки» уверены, что в будущем наша агровыставка сравнится по престижности и значимости со знаменитой «Зелёной неделей», проходящей каждый год в Берлине и привлекающей сельхозпроизводителей со всей Европы. Предпосылки для этого есть – уже сейчас «Кубанская ярмарка» интересна многим аграриям, работающим далеко за пределами края, а в её павильонах всё чаще можно встретить иностранные делегации, каждый год прибывающие налаживать деловое парт-нёрство.

Ю. Бойцов.

Фото автора.