Праздник тех, кто на колёсах
Вот уже немало лет в последнее воскресенье октября в нашей стране отмечается День автомобилиста.  Впервые он  стал  профессиональным праздником тех, кто перевозит людей и грузы по городам и весям нашей страны, в «олимпийском» 1980 году. Было соответствующее постановление  тогдашнего Президиума Верховного Совета СССР.
С каждым годом количество транспортных средств на наших дорогах увеличивается. Однако быть автовладельцем – не значит стать автомобилистом. Только профессионалы – те, кто зарабатывает «колёсами» на жизнь, имеют право так называться. Раньше в нашем районе действовали три автопредприятия – автоколонны  № 1488, «Транссельхозтехника» и автобаза треста «Кубанькооптранс». В разное время они прекратили своё существование, так как на смену им пришли небольшие частные фирмы, которым гораздо легче было подстроиться под непростые реалии жизни.
Сегодня в районе людей и различные грузы перевозят индивидуальные предприниматели, имеющие собственные транспортные средства. К ним подключились многочисленные таксисты – ведь они тоже в каком-то смысле профессионалы, поскольку перевозка людей даёт и им возможность зарабатывать на жизнь.
Впрочем,  настоящий профессионал – тот, кто не только  проводит за рулём основную часть времени, но и делает это надёжно, не нарушая никаких правил и не подвергая жизни других людей опасности. К сожалению, не все категории перевозчиков в полной мере отвечают высоким или хотя бы приемлемым стандартам.
Как бы там ни было, без автомобилистов и их чувства ответственности за своё дело была бы невозможна жизнь городов, станиц и посёлков.
Кто-то когда-то подсчитал, что примерно треть населения всего мира в той или иной степени – автомобилисты. Наверняка, к этой трети и относятся следующие строчки:
Сегодня – праздник всех,
Кто жизнь свою ведёт в дороге:
В автобусе, грузовике –
Пусть не постигнут их тревоги!
В. Васильев.

В Павловском районе
31760 транспортных средств,
из них легковых – 22475,
 грузовых – 2942,
автобусов – 229. Остальные – мотоциклы, прицепы, полуприцепы.

 

Детская  игрушка
А.Н. Востриков – водитель с 38-летним стажем.
24-10-2015_18Родился в Луганской области. На Кубани – с 6-летнего возраста, когда семья перебралась с Украины на родину отца, в Старолеушковскую.
В 1977-м Александр Николаевич закончил ПУ-56 в Новолеушковской, где ему выдали водительское удостоверение. Дальше – работа по специальности в тогдашнем колхозе «Советская Россия», перевозил на «газоне» силос и другие сельхозгрузы. Потом – армия. Служил в ВДВ в г. Витебске.
Домой вернулся в 1980-м. Сразу же стал водителем в спецхозе. Работал на ГАЗе-53, «Колхиде» и ЗИЛе-130 с полуприцепом.
В 1985-м уехал на Дальний Восток. Устроился в «Дальлеспром» – на лесовозах перевозил из тайги в пос. Де-Кастри на берегу Охотского моря так называемые хлысты, те же брёвна, на обработку. Таёжными маршрутами ходил за рулём тягачей в течение десяти с половиной лет.
Вернулся на Кубань, в Старолеушковскую. Четыре года был бульдозеристом в колхозе. Потом потянуло к прежней, водительской, профессии. Нашёл её в фирме «Алмаз» – возил сахар по нашему краю и Ростовской области.
– Через шесть лет начались проблемы с работой, – вспоминает Александр Николаевич, – заказов на транспортировку сахара стало мало, заработки уменьшились. К счастью, к тому времени я познакомился с одним предпринимателем, занимающимся грузоперевозками. Звать его Г.Х. Толочка. Он предложил мне работать на его машине. Сразу же согласился. С тех пор прошло почти десять лет. Сейчас вот езжу на «Рено-Магнум’е» – очень комфортабельном тягаче в 520 л.с., с автоматической коробкой передач. Машине три года, она надёжная, до этого случались только очень мелкие поломки.
– Что перевозите на грузовике и куда?
– В основном сельскохозяйственную технику – тракторы, экскаваторы, комбайны – или какое-либо заводское оборудование. Маршруты пролегают по многим точкам России – Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Оренбург, Челябинск, Махачкала, Грозный… Заказы на перевозки – тоже из многих городов России. Их для меня готовит мой работодатель Г.Х. Толочка.
– Выходные бывают?
– Если честно, то редко. Такова уж специфика грузоперевозок. Кроме того, езжу всегда один – без напарника. Непросто, но я привык. Отдыхаю главным образом ночью, когда ездить опасно. Нельзя забывать и про тахографы, которые иногда контролируют на постах ДПС.
– Сколько в среднем проходите за день?
– До тысячи километров. Ночую всегда в машине. Ем  в разных точках общепита, там, где можно неплохо и недорого перекусить. Повара уже давно знают меня, а я – их.
– Оружие с собой не возите?
– Нет. Когда ещё доставлял грузы на рефрижераторе «Вольво», дважды на дороге срывали на фургоне замки. Сейчас такого уже нет, стало гораздо безопаснее. Но всё равно – желательно ночью на дороге не останавливаться. Делаю это в специально отведённых местах.
– Что самое трудное в вашей работе?
– Управлять машиной с грузом в гололёд. Испытываешь всегда большое напряжение. Скорость держишь минимально возможную.
А.Н. Востриков – бывший «афганец». Участвовал в боевых рейдах под Кабулом и Джелалабадом. Правда, документы о своём особом армейском прошлом получил только через полтора десятилетия после окончания афганской кампании. Ежемесячно получает пособия –  2700 рублей. Больше никаких льгот не имеет.
– За что любите свою работу, Александр?
– За то, что в каждом рейсе – что-то новое, неожиданное, интересное. Плохие люди мне в пути не попадаются. А понял, что водитель – профессия для меня, очень давно, в детстве, когда родители купили мне пожарную машину. Более красивой игрушки я в своей жизни больше никогда не видел.
– С праздником вас! Как принято говорить у водителей-дальнобойщиков, ни гвоздя, ни жезла!
А. Кузнецов.

 

Автобусник
24-10-2015_19Мало кто в районе так хорошо знает автобус ПАЗ, как его водитель В.С. Гузенко, работающий на Павловском сахарном заводе. В автобусе – 28 мест. Отечественное транспортное средство не рассчитано на поездки на очень дальние расстояния и не балует пассажиров особым комфортом. Тем не менее Владимир Семёнович  любит свой автобус. И любовь эту с ним разделяют те, кого он доставляет из одной точки в другую. Так продолжается уже много лет.
Стал водителем в 1977 году, закончив училище в Новолеушковской. Этим важным шагом в своей жизни он обязан райвоенкомату, работники которого в 70-х годах прилагали усилия по обучению молодых людей «колёсной» специальности для Вооружённых Сил СССР.
Служил в группе советских войск в Германии – был водителем заправщика ракет наземного базирования.
На гражданке самое первое его предприятие – тогдашняя птицефабрика «Молодёжная». Ездил, перевозя корма, на таких автомобилях, как ГАЗ-51, ГАЗ-52, ЗИЛ-130. Принимал участие, будучи в командировках, в уборке урожая, транспортируя сахарную свеклу и пшеницу в Новопокровском районе. В Красноармейском – перевозил урожай риса.
Поворотным пунктом в его профессиональной биографии стал переход в автоколонну № 1488, где он впервые сел за  руль автобуса. Предварительно, конечно, прошёл соответствующую учёбу в Краснодаре. К категориям «В» и «С», дающим право управлять легковушками и грузовиками, добавилась и буква «Д». Так он стал водителем  «пазика». С тех пор прошло 32 года. Возил на этом небольшом автобусе – сначала на старом, потом  на новом – людей по всему району.
– Самым первым в автоколонне № 1488 получил модель «3205», – вспоминает Владимир Семёнович. – На нём я проработал около восьми лет. Потом начались проблемы с пассажирскими перевозками внутри района, поэтому нам, водителям, стали предлагать командировки на десять дней в Ростовскую область. В городах  Гуково и Зверево доставляли местных шахтёров  на работу и обратно.
В 2000-м с заказами в автоколонне стало ещё сложнее, поэтому Гузенко был вынужден перейти на сахарный завод.  Там опять ему предоставили автобус «ПАЗ». Возил заводчан на берег Чёрного моря, пока там была база предприятия, на различные мероприятия в Краснодар, но чаще приходилось передвигаться по Павловской, доставлять людей на смену и домой.
За все эти годы у В.С. Гузенко не случилось ни одной  аварийной ситуации – всегда обращал и обращает внимание на безусловное соблюдение правил дорожного движения.
– Ломалась когда-нибудь в дороге техника? – интересуюсь у водителя.
– Бывало такое. Если поломка не очень серьёзная, обходился собственными силами. Но порой приходилось и на буксир брать. Такова реальность. А вообще – «ПАЗ» неплохой автобус. Я к нему за истекшие десятилетия очень привык. Да и мои пассажиры – тоже.
– День автомобилиста как-то будете отмечать?
– Наверное,  в тесном семейном кругу.
У хорошего водителя немало грамот и других поощрений, один раз его фотография помещалась на Доску почёта сахарного завода. Считает, что 38 лет назад в выборе профессии не ошибся.
А. Макаров.