Краснодарская школа-интернат помогает воспитанникам правильно          выбрать жизненный путь.

Футболисты, Мальвины, феи

…Нет, совсем не так я представлял себе это здание накануне. Казалось – это будет грустное зрелище. И, к счастью, приятно удивился. Фасад здания – ухоженный, с колоннами, вокруг – прекрасный газон. Внутри тоже красиво и уютно. Знакомьтесь – государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат города Краснодара.

Я прошелся по просторному холлу. Места для активного отдыха на переменах – вдоволь.  Благо, время позволяет, поскольку паузы между уроками – по  двадцать минут. Можно не только побегать, но и перекусить: для восполнения калорий предусмотрен так называемый второй завтрак. А всего детей здесь кормят пять раз в сутки, да, не в каждом доме с полной чашей так поешь. Только в утреннем меню – разнообразные каши и омлет, и голубцы, и творожная запеканка, и любимый детворой новомодный йогурт…

После уроков и плотной трапезы можно развлечься. Активный отдых в стенах школы включает в себя занятия в спортивных залах и на тренажерах,  есть танцевальная студия, вечерняя дискотека. Как объяснили педагоги, их воспитанники пусть не всегда хорошо слышат, но чувствуют музыку, ее ритм и успешно учатся двигаться в такт. И получается у них это порой получше, чем у других!

После вечерних танцев – отбой. Отличие интерната от обычной школы еще и в том, что большинство ребят здесь не только учатся, но и живут. И комнаты напоминают уютом гостиничные номера. Каждая из спален – в индивидуальном тематическом стиле. У мальчишек среди прочих есть пилотная, футбольная… В пилотной, вероятно, ночуют будущие летчики: здесь на стенах фотографии авиалайнеров, на полочках – макеты самолетов. В футбольной спальной комнате – футбольные мячи, портреты корифеев «игры номер один», есть и фотоснимок нашей сборной.

Комнаты для девочек – все в разных цветовых тонах. В комнате «Фея», например, розовые занавески, покрывала, стены. В спальне «Мальвина» – все в голубых оттенках: намек на локоны девчонки из популярной детской книжки. 

Интернат и интернет

Вряд ли могли о подобном мечтать на рубеже восьмидесятых: именно тогда, в 1989 году появился на свет интернат, который принял детей с нарушениями слуха. В то время, к примеру, компьютер для многих был непозволительной роскошью, сегодня же выход во Всемирную паутину в здании ГБОУ открыт из каждой точки. В помещении библиотеки установлены компьютеры, свои «компы» есть и в аудиториях, где преподаватели «сеют разумное, доброе, вечное». В коридоре вдоль классов – зона wi-fi, отсюда на переменках иногородние ученики ведут разговор с родителями по скайпу. В самих классах – интерактивные доски, позволяющие изучать любую дисциплину не только на слух, но и зрительно. Вносит лепту в зрительное восприятие и современный телеэкран – словом, техническое оснащение на самом достойном уровне.

Интерактивный гаджет, к слову, соседствует со школьной доской из докомпьютерной эры: мелом на милом анахронизме написаны слова и цифры – одно другому не мешает.

– У нас в ходу комбинированное обучение, – поясняет заместитель директора по учебной работе ГБОУ Наталья Голивец, – сочетание прогрессивных новаций со всем, что было лучшего в минувшую эпоху – залог успеха в работе с детьми.

Классная работа

Бросается в глаза словосочетание «классная работа» на все той же старой доброй школьной доске. Работа действительно классная – в смысле высокого класса: такую оценку можно дать учителю. Обучение школьников «подсмотрел» корреспондент «КП-Кубань» и пришел к этому оптимистичному выводу.

Вначале – речевая гимнастика: у слабослышащих проблемы с дикцией, и этот аспект для них важен. Из звука «м» рождаются слова «машина», «мама»: с каждым упражнением знакомые слова произносятся уверенней и внятней.

Затем задания посложнее. Учитель задает вопросы, закрыв рот «экраном» – приспособлением, напоминающим небольшую лопатку. Делается это для того, чтобы слабослышащие школьники не уловили суть вопроса по губам преподавателя. Удается это всем, но в разной степени.

Подход к детям индивидуальный. К тому, кто слышит хуже остальных, преподаватель подходит ближе. «Какой сегодня день недели?» – «Среда!» – правильному ответу одинаково рады оба – и учитель, и ученик.

Сегодня в классе семь детишек; должно быть восемь, но один приболел. Всего же в краснодарской школе-интернате проходят обучение 307 человек, семеро из которых составляют дошкольную группу. Обеспечить многочисленный детский коллектив всем необходимым – тоже работа высокого класса, конвертированная в серьезную материальную поддержку. Аудитории школы оснащены мебелью «Трансформер», для учителей есть комплекты автоматизированных рабочих мест (АРМ). Пищеблок школы оборудован пароконвекторами. Безопасность детишек – превыше всего, поэтому в школе установлено автоматизированное сообщение на пункт пожарной станции, видеонаблюдение. Чтобы сделать обучение особенных детишек комфортным и безопасным, из краевого бюджета за последние три года было выделено около 25,5 миллиона рублей.

В рамках краевых программ школа-интернат приобрела (естественно, бесплатно) многофункциональную спортивную площадку, оборудование для швейной и столярной мастерских. Последнее приобретение, пожалуй, особенно важно – ведь в мастерских учащиеся школы (и слабослышащие, и глухие, и дети с прочими особенностями развития) постигают азы своих будущих профессий.

Наушники для            завтрашнего дня

– Наши выпускники могут стать зубными техниками, лаборантами, цветоводами, освоить профессии столяра или швеи, – рассказывает социальный педагог Елена Великанова. – Есть перспективы и у тех, кто хотел бы добиться успехов в ремесле ювелира: дети с ослабленным слухом прекрасно запоминают детали, что является подспорьем в работе с серебром и золотом.

Вполне по силам выпускникам школы получить и высшее образование. Так, в нынешнем году трое бывших учащихся школы-интерната поступили в знаменитую «Бауманку», а еще один парень стал студентом Краснодарского института культуры.

Между прочим, одно из занятий в школе предусматривает работу учащихся в специальных наушниках, позволяющих детям отчетливо слышать не только окружающих, но и самих себя. Благодаря чему можно шлифовать собственную дикцию, отрабатывать произношение.

Весь учебный процесс в краснодарской школе-интернате, частью которого стали чудо-наушники, тоже дает возможность ребятам услышать самих себя. То есть – разобраться в себе, найти свое призвание и место в этом огромном мире.

С. Таран.