– Начали работать вместе в 2005-м, а в 2007-м – зарегистрировались, – вспоминает собеседник. – У него было хорошее оборудование для обработки древесины, у меня – желание работать. Познакомились мы давно, поэтому общий язык нашли быстро…
После ДХШ он перешёл в ООО «Спектр», которое изготавливало рамки для картин и занималось отделкой помещений. До «Спектра» был «Оргстройсервис» – та же деревообработка и выпуск лестниц, дверей, табуреток и т. д.
В 2008-м, когда разразился экономический кризис, арендная плата за производственное помещение в Краснодаре резко подскочила, поэтому напарник с оборудованием перебрался в Павловскую. Раньше Геннадию приходилось возить изделия в краевую столицу, чтобы доводить их там до нужной кондиции.
Сейчас он занимается выпуском деревянных обкладов для кухонных вытяжек. То же самое делал и раньше. Кроме того, производил и производит упомянутые двери и лестницы.
С 2005-го фирма тесно сотрудничает с ведущим производителем кухонных вытяжек – Калужским заводом «Эликор». Это предприятие – их основной заказчик.
– Спрос на наши обклады не падал до января текущего года, – рассказывает Геннадий Анатольевич, – хотя небольшой провал был и в 2008-м. Сейчас мы потеряли около трети заказов. Причины – в падении покупательской способности и в повышении стоимости сырья, т. е. древесины. Завозят ее из Апшеронского и Майкопского районов – ясень, дуб и бук.
В выпуске обкладов и других изделий задействованы 63 человека. Немало, согласитесь, рабочих мест. В течение трех последних лет это количество не меняется. Производственная неделя – пятидневная. Трудятся в одну смену. Основная часть коллектива – мужчины. Женщин мало – только на шлифовке и переборке пиломатериалов. Да еще – бухгалтеры.
– Есть ли на рынке обкладов для вытяжек конкуренты? – интересуюсь у предпринимателя.
– Таковых мало, ближайшие к нам – в Майкопе, а также в Кимрах и самой Калуге…
– А в нашем районе берут?
– Нет, заказывает только Краснодар. У нас покупают уже готовые вытяжки.
– Расскажите об обору-довании.
– Оно – немецкое и итальянское, ручные инструменты в основном – японские, турецкие и китайские.
…Готовую продукцию в фирме «ЭЛОРА» отвозят заказчику сами. Но нередко в Павловскую за изделиями приезжают и заводчане из Калуги.
Фирма арендует помещения у двух предпринимателей. Плата устраивает.
Деревянные лестницы пользуются спросом в нашем районе, а также в Ростове и Краснодаре, реже их берут для Москвы и Калуги. А вот желающих купить фасады для кухонь из ясеня и бука у нас мало. Заказчики, впрочем, есть в других районах Кубани.
– Рекламируете ли как-то свою продукцию?
– Нет. И так все знают! Когда-то давно, правда, был свой сайт.
…Об обучении обработчиков дерева. Его в самой фирме нет из-за нехватки средств. Нанимают готовых специалистов. Чтобы выучить человека, надо год или два. Плюс – желание и способности.
На предприятии есть люди, которые работают тут по десять и более лет. За режимом труда следят мастера и начальники участков. Их – несколько человек. В цехах, к слову, везде – вытяжная вентиляция.
Самая серьезная для фирмы проблема, по мнению Г.А. Чайки, – кадры. Их недостаточно, надо бы еще человек десять – сборщиков, столяров, операторов станков с ЧПУ. Но где их взять?
– Беда – в том, что производительность труда в нашей стране в четыре раза ниже, чем на Западе, – замечает Геннадий Анатольевич. – Никто не может объяснить, почему. Видимо, дело в русском менталитете. Наши работники мало приучены к порядку и дисциплине. Но в целом людьми, которые работают в цехах, я доволен. Коллектив вполне сформировавшийся. А вот условия у нас немного не те.
– Что вы имеете в виду?
– Цеха должны быть с хорошим полом, отличным освещением и вытяжной вентиляцией. У нас все это, конечно, есть, но могло бы быть и более современным. К сожалению, пока недостает средств на улучшение условий.
– К кредитам прибе-гаете?
– А как же! Только на них и держимся. Но процентные ставки неимоверно высокие. Это все знают. Средств на развитие и закупку сырья не хватает. С 2005 года нам так и не удалось добиться такой прибыли, которая бы сегодня позволяла рассчитывать только на свои деньги.
– А налоги, по-вашему, приемлемые?
– Тоже высоковатые, будь моя воля, я бы всех производителей без исключения освободил от уплаты налогов года на три.
– Какие задачи ставите перед собой на перспективу?
– Сделать производство высокорентабельным. Пока же наша рентабельность оставляет желать большего.
…На общей экономической ситуации в «Элоре» неблагоприятно сказывается и дороговизна энергоносителей.
В конце разговора руководитель назвал имена людей, которые, с его точки зрения, вносят основной вклад в производственный процесс. Средь таких – исполнительный директор М.В. Ханов, главный бухгалтер Т.В. Леснова, мастера В.Н. Кваша, В.Н. Ровный, Е.Е. Пресняков, Э.Г. Медовник, Е.В. Дикий, Г.П. Гром, А.С. Косовец, Д.А. Калайтан, инженер-конструктор М.А. Цкиманаури, а также специалисты по деревообработке О.Б. Волкодав, Д.В. Браташенко, Н.И. Захарченко, И.В. Боровец и Н.В. Зайкова.
Все эти и другие люди производят до 120 видов обрамлений для вытяжной вентиляции.
Выяснилось, что у фирмы есть еще цеха – на территории бывшей станции техобслуживания автомобилей ВАЗ. Там делают классический вариант стула. Чтобы было понятно, – такой, какой все мы хорошо помним по фильму «12 стульев» Ильфа и Петрова.
После кабинетной беседы Г.А. Чайка показал автору этих строчек территорию столярных цехов. Работа везде, что называется, кипела. Все были при деле.
* * * * *
Осваивая рынки
Упомянутые выше цеха на территории бывшей станции техобслуживания вазовских моделей введены в эксплуатацию летом прошлого года. Несколько раньше территория была выкуплена у прежнего владельца.
Своими силами стали приводить в порядок то, что досталось от предыдущего собственника, приспосабливая к нуждам совершенно нового производства. В короткий срок справились с поставленной задачей.
Сегодня в трех цехах новой территории трудятся пятнадцать человек. Они, кроме «классического» стула, делают еще, как выяснилось, и полукресло. В ближайшее время предполагается освоить выпуск еще двух-трех моделей стульев и кресел.
Половину производимой продукции приобретает рынок Южного Федерального округа, остальное покупает московский потребитель.
Что показательно – таких стульев, по словам Г.А. Чайки, в нашей большой стране практически никто не выпускает. Отсюда – такой спрос.
Пока что в цехах недостает кое-какого оборудования и инструмента. Запланированы реконструкция и модернизация.
Мастерами «стульно-кресельного» направления работают Д.В. Черенок и В.В. Пугачев.