Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать.  

                                 (Коко Шанель).

 

30-12-2015_004

Курасова Татьяна Ивановна
директор школы высшей категории
Кандидат педагогических наук. Заслуженный учитель Кубани. Отличник народного просвещения.
По решению президиума Совета ветеранов ЦА МВД России награждена орденом «За благородство помыслов и дел».
В 2007 признана лауреатом Всекубанского референдума «Кубань – 2007»: «Человек года» в номинации «Материнская слава». В 2008 году стала победителем краевого конкурса «Человек года»: «Колокола времени: Профессионализм. Честь. Достоинство».
Член жюри международного конкурса имени А.С. Макаренко.
Имеет благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края за многолетний добросовестный труд и заслуги в развитии системы образования, воспитания и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав.
Награждена дипломом лауреата Всероссийского конкурса «Директор школы-2014 и дипломом победителя в номинации «Имидж руководителя».
Член редколлегий нескольких профильных изданий.

Редакционное задание – написать о лучшем школьном директоре России 2015 года – я не выполнила. Два часа общения пролетели незаметно, а большую часть заготовленных вопросов интервью Т.И. Курасовой так и не задала. С частностей: где родилась, выросла, училась, мы неизменно уходили в беседу о Новолеушковской школе-интернате, которую она возглавляет последние 15 лет. Причем не столько о том, как много уже сделано, сколько о том, что еще предстоит. И только иногда, по чуть-чуть, сквозь вдохновленный рассказ о любимом деле, проскакивали какие-то подробности биографии или личное отношение к чему-либо.
По дороге в Павловскую поняла – а чего я собственно хотела? Одно только перечисление наград, заслуг, побед в конкурсах не уместилось бы на газетной странице. Да и потом, перефразируя некогда известную фразу, можно заметить: если «мы говорим о Т.И. Курасовой, подразумеваем школу-интернат, когда говорим о школе-интернате – подразумеваем Т.И. Курасову». Неразделимы. Вот и в этом году диплом лауреата конкурса и золотую медаль «100 лучших школ России» получил интернат, а его руководитель – почетный знак «Директор 2015 года».
Другой такой нет
Коррекционная школа-интернат стала домом для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, да и еще с ограниченными возможностями здоровья. Безвыходное сочетание: остаться без родителей, да еще и с проблемами здоровья, не позволяющим обучаться в обычной школе или получать ту или иную профессию.
– Наше учреждение сейчас работает в особом режиме, – говорит Татьяна Ивановна. – Помимо школы с основным образованием, где занимаются 150 ребят из замещающих (или кровных) семей, для выпускников открыты группы профессионального обучения. Став студентами, подростки осваивают навыки швеи, каменщика, вышивальщицы, а также столяра, обувщика, социального работника, виноградаря, рабочего зеленого хозяйства, облицовщика-плиточника, штукатура. Из десяти перечисленных – по восьми, наиболее востребованным, учится 91 ребенок. Ничего подобного в России нет. Не секрет, что после коррекционной школы детям трудно адаптироваться к занятиям в профучилищах. Где их иногда обижают, а методика преподавания не адаптирована к особенностям восприятия. В результате – дети не справляются с программой, отчисляются. Продолжить обучение в наших стенах и получить одну, а то и две профессии – это для них идеальный выход. Ребята при этом не скитаются неизвестно где, а живут у нас, к совершеннолетию многие получают от государства квартиры. Именно с этой идеей выступило министерство социального развития и семейной политики Кубани. И мы активно реализуем ее.
Летом в Самаре Т.И. Курасова выступала на всероссийском съезде руководителей учреждений детских домов и школ-интернатов с рассказом об этой инновации, чем вызвала всеобщее одобрение. Но, впрочем, удивлять коллег ей не впервой.
Еще больший общественный резонанс был в 2006-м. Тогда осенью проводились газификация здания школы-интерната. На период работ на краевом уровне было принято решение временно определить детей в семьи сотрудников и станичников. Но за 4 месяца совместного проживания, ребята привязались к новому дому, да и новые домочадцы не хотели возвращать девочек и мальчиков обратно. Педагоги и психологи учреждения сопровождали замещающие семьи, консультировали и помогали решать возникающие проблемы. Так появилась новая форма устройства сирот – патронатная семья. А юные, возможно впервые в жизни, смогли ощутить тепло домашнего очага. Уникальный опыт изучали, а теперь он внедряется повсюду. В знак признания заслуг  Татьяну Ивановну и три приемные семьи президент В.В. Путин пригласил в Кремль на открытие «Года семьи», который отмечалсь в 2008 году.
Никогда ранее
Казалось бы, можно почивать на лаврах и довольствоваться достигнутым. Но постоянно появляются новые цели, ставятся задачи и ищутся, как у настоящего творческого математика, нетривиальные способы их решения. Есть у Татьяны Ивановны один пунктик: если начинаешь что-то делать, обязательно доводи до конечной цели, и чтобы результат был «красивым». Я бы добавила – впечатляющим.
– Над чем сейчас работает коллектив?
– Для нас министерство социальной и семейной политики края открыло два филиала в Кропоткине и Армавире. Там в интернатах 487 несовершеннолетних инвалидов, которые никогда ничему ранее не учились. На федеральном уровне поставлена задача: каждый ребенок должен пройти свой образовательный маршрут. 23 наших педагога задействованы в системе дистанционного обучения. Ими разрабатываются интерактивные уроки, которые направлены на социализацию подопечных, развитие навыков, порою самых простых, позволяющих жить в обществе. Поначалу попытались найти имеющиеся наработки в этой области. Но оказалось, что их в России нет. Мы первопроходцы. Свыше 100 уроков в электронном формате уже сделаны.
Если бы…
В начале своего профессионального пути Татьяна Ивановна работала заместителем директора по научно-методической работе в школе, в которой сама когда-то училась. И была у нее мечта – проводить нестандартные педсоветы в форме круглого стола или брейн-ринга. Но тот коллектив к этому не был готов. Здесь же за пятнадцать лет она подобрала команду единомышленников, способных идти на смелые эксперименты.
Проблемы сиротских учреждений она знала не понаслышке: отец рассказывал о своей жизни в детском доме, а мама – долгое время была замдиректора в этой коррекционной школе. Перед Татьяной Ивановной стояли две задачи. С одной стороны – забота о комфортном пребывании в казенном учреждении для тех, кто хлебнул в юности лиха, с другой – создание атмосферы доверия между взрослыми и детьми. И уж совсем по-матерински – постоянное беспокойство за будущее воспитанников.
И быть может с нашей кубанской, деревенской основательностью, перерастающей порой в непонятный для многих трудоголизм, она берется за всё. Всё успевает. Все получается.
Практически из руин восстановили подсобное хозяйство. Оно стало базой для обучения растениеводству, овощеводству и животноводству. Есть собственная техника и навесные агрегаты, системы капельного полива. Ежегодно содержится 26 голов КРС, 60 овец, 12 ульев. И приносит хороший доход, что позволяет иметь определенную финансовую независимость и направлять средства на благоустройство школьного двора, ремонт внутренних помещений, развитие подсобного хозяйства и др.
И все это на глазах у детей, с их участием. Они учатся выживать в современном конкурентном мире, постигают азы предпринимательства, знакомятся с новейшими технологиями.
Безделье – страшный диагноз
Мы прошлись по учебным кабинетам, оснащенным современным оборудованием. Здесь и швейные машинки и вышивальные, фрезерные станки, интерактивные доски и глобусы, арт-пол, 3D-ручка (уверена, не у всякой обычной школы есть такой набор).
В швейных классах установлено фирменное оборудование, что улучшило технологию пошива текстильных изделий. В итоге – постельное белье, костюмы для праздников и многое другое шьётся на месте.
На уроках столярного дела мастерят скамейки, садовые формы для ландшафтного дизайна, на­учились изготавливать киоты для икон. На уроках по строительному делу ребята под руководством учителя делают текущий ремонт на территории школы-интерната, прокладывают тротуары. Учатся работать современными строительными материалами.
В классах прикладного труда и мастерских есть все условия для творчества: два ткацких станка, вязальная машина, аэрограф, вышивальные машины (одна из них 15-ниточная). Дети получают навыки в таких редких рукоделиях, как лепка из холодного фарфора, плетение из бумаги, квилинг, ткачество, скрапбукинг, валяние из шерсти, изготовление украшений из кожи, ковроткачество, чеканка, холодный батик, изготовление киотов икон и многое другое. Кружковой работы в школе ведется 117 часов. Всё вместе это закладывает основы для получения в дальнейшем профессии по выбранному профилю. Действуют спортивные секции по футболу, теннису, волейболу.
Трудно передать ту энергетику, которая исходит от Т.И. Курасовой. Она эмоционально, быстро рассказывает обо всём. И всё вроде бы легко, просто получается. Но только ей известно, сколько бессонных ночей и беспокойных дней надо пережить, дабы четко спланировать, найти идею, чтобы быть на полкорпуса впереди других, чтобы успеть сделать то главное, для чего и работает школа.
На международном конкурсе им. Макаренко, где она проводила мастер-класс, рассказала коллегам, как научить детей зарабатывать буквально из ничего. Речь шла о занятиях по специальности «рабочий зеленого хозяйства» (выращивание винограда, смородины, декоративных деревьев и кустарников черенкованием). Многие вообще не слышали о таком. Надо знать Татьяну Ивановну: к концу мероприятия каждому в подарок из интерната привезли саженцы. Теперь и из Якутии звонят, отчитываются: «Ваш виноград растет в бочке, наблюдаем».
«Мы не жадные, – смеется директор. – Нашими саженцами тамариска, разных цветов, плодовыми кустарниками, декоративных деревьев охотно делимся. Растут они в Новолеушковском, Павловском поселениях, возле храмов, у дворов земляков, в детских домах и интернатах края. А как иначе? С нами ведь тоже делятся». Дружба связывает коллектив учреждения с Краснодарским ботаническим садом, «зеленым хозяйством» всероссийского лагеря «Орленок». На просьбу помочь заложить виноградник откликнулся главный виноградарь Кубани, преподаватель агроуниверситета П.П. Рачевский. Он подобрал 23 сорта, районированных для северной зоны региона. Советы по выращиванию охотно дает Е.А. Цыганкова.
Есть и постоянные помощники-спонсоры: банк «Кубань-кредит», «Каргил Юг», «Орифлейм косметик» и др.
Самые… Самые…
Особая гордость и особая забота – педагогические кадры. Чтобы работать с непростыми детьми багажа знаний, приобретенного когда-то в вузе, недостаточно. Надо быть творческим, ищущим, трудолюбивым, с активной жизненной позицией. В 2013 году 12 преподавателей получили второе высшее образование по специальности «Клиническая психология». В 2012 году издана монография «Научно-методическое обеспечение подготовки профессионально замещающих семей» и две книги, авторами которых стали 15 педагогов учреждения. Коллектив делится опытом работы на страницах российских журналов «Народное образование, «Социальная педагогика в России», «Сельская школа», «Коррекционно-развивающее образование». Опубликовано более 30 статей.
Татьяна Ивановна часто бывает в командировках. Но оставлять без присмотра школу не боится. Она может во всем положиться на своих замов: Н.А. Поломарец, М.А. Корниенко, Е.А. Яковлеву, Н.А. Буданову, А.А. Тибаткину, А.М. Бахал, Н.А. Усову, Г.М. Хильчук.
«Я глубоко убеждена, что в таких учреждениях, как наше, всё должно быть самое-самое. Очень трепетно отношусь к талантливым людям, так как понимаю, что это «штучный товар». Некоторые приглашены мною из других населенных пунктов».
Например, С.В. Шумовецкий – ведет столярку, влюблен в дерево, учит детвору на станке делать шедевры зодчества. Премудростям растениеводства взрослых и детей обучает профессионал своего дела – Э.А. Налбандянц. Е.С. Мохова пришла сюда из СШ № 6 ст. Новолеушковской. По образованию – учитель физики, но здесь овладела новыми информационными технологиями, проводит занятия с использованием арт-пола и по швейному делу. На высоте и Н.Н. Дубинка, В.В. Макаренко, С.П. Симоненко, Е.В. Пономаренко, С.Г. Киреева и многие другие.
Главное, что все они одержимы любимым делом, а значит, могут и детей «заразить» им. «Я как директор счастлива, что работаю с такими людьми».
Букет отточенных карандашей
Пока материал готовился к печати, школа была награждена Центральным и краевым советами «Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» дипломом за многолетнюю образцовую работу с детьми.
Не буду утомлять читателей перечислением достигнутого. Поверьте, то, что озвучено – только вершина айсберга по имени «Новолеушковская школа-интернат», небольшая картинка о жизни его директора.
Во время нашего общения я едва успевала за собеседницей записывать в блокнот. Заметила, что слова ложатся на бумагу сразу, оставляя яркие, запоминающиеся образы. Не удержалась, предположила:
– Если не педагогом, вы, наверное, могли бы стать хорошим журналистом.
– А знаете, у меня опубликованы не только методические пособия, – неожиданно призналась она. – В одном из журналов вышло эссе «Меня терзающая мысль». В нем – о школе, о сиротстве, о несправедливости, о детском горе и распахнутых ребячьих душах.
Есть у Татьяны Ивановны две мечты, напрямую не связанные с образовательно-воспитательной составляющей жизни директора.
Первая – построить небольшую часовеньку неподалеку от школы. Возможно, вера станет еще одной точкой опоры в жизни для ее воспитанников, когда они пойдут во взрослую жизнь.
Вторая – дополнить эссе и издать книгу. Терзающих мыслей накопилось в достаточном объеме.
2 января у Татьяны Ивановны день рождения. Она пишет по ночам не ручкой, а простым карандашом. Теперь я знаю, что обязательно подарю ей букет отточенных карандашей.
С. Касьян.
Фото М. Касьяна.