О нашем земляке, уроженце станицы Новопетровской путешественнике Анатолии Цепкало «Единство»  уже рассказывало  читателям. Однако этот неутомимый искатель приключений заслуживает, чтобы о нём написали ещё не раз. За последние пару лет при поддержке «Русского географического общества» он преодолел ещё несколько маршрутов по самым отдалённым уголкам нашей необъятной Родины.

06-01-2016_14Пешком через тайгу
– Анатолий Александрович, с чего всё началось?
– Первый свой пеший переход из Воркуты в Москву осуществил ещё в 1987 году, во время службы в армии. Тщательно готовился, исходил вдоль и поперёк все окрестности, пробовал силы. Поставил в известность начальство – комбата и замполита, что во время отпуска собираюсь  пройти этим маршрутом. Комбат подполковник Семенихин  сразу воспринял идею в штыки:  «Один через тайгу? А медведи, а волки? Пропадёшь ни за что! Не разрешаю!». А вот замполит майор Сидоров меня  поддержал.
Тяжелейший был маршрут, шёл 47 суток, прошагал 2173 километра. В день старался преодолеть около 50 километров, чтобы успеть прибыть к запланированному сроку. Получил бесценный опыт и навыки выживания в экстремальных условиях, которые помогают до сих пор.
От Воркуты до Печоры девять дней меня сопровождала собака, обычная дворняга, но большая умница. Однако не выдержала, сбила лапы в кровь, и пришлось нести её 30 километров до Печоры, чтобы не погибла. Нашлись добрые люди в ветлечебнице, которые присмотрели за ней до моего возвращения.
Меня тогда хорошо приняли в столице, приглашали в Кремль, ставили в пример другим военнослужащим. На тот момент аналогов этому путешествию в СССР не было, обо мне узнала вся страна. С тех пор путешествия стали для меня делом всей жизни.
Особенности                                 национального маршрута
– Как ориентировались, чтобы не сбиться с пути?
– От Воркуты до Архангельской области шёл вдоль железной дороги, а затем придерживался автомобильного шоссе. Постоянно сверялся с картой, чтобы знать, где нахожусь. Интересная особенность начального отрезка пути – под Воркутой очень много исправительных учреждений. Когда проходил мимо лагерей, заключённые принимали меня за собрата по несчастью, совершившего побег, кричали мне: «Братишка, откуда будешь? Удачи тебе!».
– Где останавливались на ночь?
– В леспромхозах, посёлках, воинских частях, да и в тех же самых лагерях бывало. Люди всегда попадались отзывчивые, ночлегом обеспечивали без лишних уговоров. В лесу не спал, всегда добирался до какого-нибудь жилья. Да и продукты надо было регулярно докупать, много на себе не унесёшь.
Завтрак туриста
– Чем питались в пути?
– Рацион небогатый, в основном консервы, сало и хлеб. То есть всё, что не требует готовки. Ведь для того, чтобы  собрать дрова, развести костёр и  варить или жарить, нужно немало времени. Старался максимально использовать светлое время суток – перекусил и снова в путь. Надо было укладываться в отпускные дни. Хотя подобной схемы питания в дороге придерживаюсь до сих пор.
– Вы освоили ещё и велопутешествия?
– Если местность позволяет, то использую велосипед. Тоже движение за счёт мускульной силы, но дело идёт быстрее. Бывают комбинированные маршруты: по самым труднопроходимым участкам иду пешком, а когда появляются дороги, сажусь на железного коня. Я ещё и по рекам сплавлялся, стараюсь всё испробовать.
Мурманск – Москва
– Расскажите о других путешествиях.
– Самый значимый маршрут, Мурманск – Москва, пройден с 17 июня по 15 августа этого  года под флагом Русского  географического общества. Это путешествие посвящено   170-летию этого  общества, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 80-летию лыжного перехода Байкал – Мурманск младшими командирами                                              67-го полка внутренних войск России.
Поскольку я бывший военный, в своих путешествиях не устаю подчёркивать их не только спортивную, но и военно-патриотическую направленность. Например, маршрут Мурманск – Москва, который я задумал ещё 25 лет назад, прошёл по местам сражений пяти фронтов Великой Отечественной войны: Карельского, Ленинградского, Волховского, Калининского и Северо-Западного. Во время путешествия для меня было честью посетить три города-героя: Мурманск, Санкт-Петербург и Москву.
Первые 350 километров по всему Кольскому полу-острову до Северного полярного круга я прошел пешком, а на границе с Карелией пересел на велосипед и далее более  полторы тысячи километров  проехал на нем.
На протяжении всего маршрута, во всех шести областях, по которым я шел, проводил военно-патриотическую работу с населением, с молодежью. Это были беседы, посещения краевых музеев, малоизвестных памятников, посвященных событиям Великой Отечественной,  а также переписывание имён на братских могилах. Результаты этой работы отображены на страницах моей очередной книги.
– Что было самым трудным в переходе?
– Погодные условия. Почти всё время шёл дождь. Осадки задерживали в пути, а график был жестким: надо было уложиться в два месяца. С велосипедом случались неполадки: пробивал шины, руль приходилось чинить. Но я это все исправлял в воинских частях, которые встречались на пути. Мне, бывшему военному, в них всегда оказывают всяческую поддержку.
Член                                географического                          общества
– Русское географическое общество, в рядах которого вы состоите, отметило ваши заслуги присвоением какого-либо официального звания?
– Уже 13 лет являюсь заслуженным путешественником России.  За плечами 33 успешных экспедиции и останавливаться не намерен.
В этом году представительство Русского географического общества создано в Новороссийске, где я проживаю уже 44 года и считаю город своей второй родиной. Очень рад этому событию, поскольку раньше отделение общества на Юге России было только в Ростове-на-Дону, там меня и принимали в его ряды в 2002 году. Теперь для отчётов о пройденных маршрутах мне не нужно ездить за несколько сотен километров.
Надо сказать, что дополнительный толчок в развитии Русское географическое общество получило, когда его руководителем стал  Сергей Шойгу. Сейчас представительства есть почти в каждом городе Краснодарского края. Председателем попечительского совета общества является Владимир Путин.
Мне выдали удостоверение члена общества, подписанное известным советским и российским исследователем Арктики и Антарктики, государственным и политическим деятелем Артуром Чилингаровым. До этого я 13 лет ходил со справкой о принадлежности к этой организации.
– Новороссийское представительство  оказывает вам поддержку в путешествиях?
– Конечно, его руководитель кандидат географических наук Евгения Камбарова помогает мне в организации велопробегов. Оказывает содействие в подготовке, консультирует по юридическим вопросам.
Возраст делу                не помеха
– В силу вашей деятельности как часто приходится общаться со средствами массовой информации?
– Во время последнего большого велопробега давал интервью в 20 городах России для телевидения, радио и газет. В целом сотрудничеством доволен, хотя иногда журналисты и допускают некоторые ошибки в выходящих материалах. Обычно путают цифры и даты. Вот не так давно объявили, что Анатолию Цепкало 66 лет, а он всё бодр, энергичен и продолжает путешествовать. Конечно, я надеюсь совершать велопробеги и в таком возрасте, но мне пока ещё только 62 года.
Кстати, «Единство» себе таких ошибок не позволяет. С удовольствием читал статью о себе, опубликованную два года  назад, всё сказанное мною передано абсолютно верно.
– Для многих людей даже 60 лет – уже старость. Куча болячек, лишний вес и быстрая утомляемость. Как вам удается поддерживать себя в форме?
– Со спортом дружу с детства, в юном возрасте даже мечтал участвовать в Олимпийских играх. Эти планы не осуществились, но хорошую физическую форму поддерживаю всю жизнь. К тому же я 25 лет отдал Вооружённым Силам, где физподготовке личного состава уделялось большое внимание. Бег, перекладина, брусья, вольная борьба, плавание – всем этим занимался с удовольствием. Спортивные нагрузки стали привычкой.
18 сборников
– Есть у вас увлечения помимо путешествий и спорта?
–  40 лет занимаюсь литературной деятельностью – пишу стихи и прозу. Наша Родина настолько красива и необъятна, что просто любоваться ею не получается, душа требует излагать пережитые эмоции на бумаге. Издал 18 сборников стихов и рассказов. Моя старшая дочь Оксана взяла на себя труд подсчитать их общее количество, всего получилось 6750  различных произведений.
Сам порой удивляюсь – родился в семье, где родители были неграмотными, но из пятерых детей меня одного тянет к литературному творчеству.  И хотя тиражи книг и сборников небольшие и не имеют коммерческой направленности – буду продолжать писать о своих впечатлениях после каждого пройденного маршрута.
Генетическое        наследие
– А тяга к путешествиям откуда?
– Думаю, от предков. Они  были казаками, осваивали новые территории, среди них есть основатели станицы Новопетровской, где я и родился. Вот не сидится мне долго на одном месте. Считаю, что  гены предков не дают покоя.
Когда в 90-х годах началось возрождение казачества в России, я написал книгу под названием «Мой род», в которой попытался подробно разобраться в своём происхождении и определиться – что я хочу совершить в этой жизни. Нашёл многих родственников, в том числе свою тётю, Надежду Петренко. Ей сейчас 86 лет, живёт в Павловской, обязательно захожу к ней, когда бываю в родных местах.
– Как удаётся совмещать семейную жизнь, работу и путешествия?
– Приходится искать компромиссы. Маршруты прохожу в летнее время, использую отпускные дни. Хотя получается не всегда. Например, как-то потекла крыша в доме, естественно, весь отпуск пришлось посвятить ремонту. Супруга старалась меня поддерживать в моих увлечениях, хотя вряд ли была в восторге от моих долгих отлучек. К сожалению, в прошлом году она покинула этот мир, мне её не хватает. Хорошо, что три наших дочери уже взрослые.
Самые опасные места
– Берёте с собой в путешествия  оружие, например, охотничье ружьё?
– Нет, ни разу не брал. Для охоты оно мне не нужно, в пути питаюсь продуктами из магазина.  За все годы путешествий не могу вспомнить ситуации, когда бы пожалел об отсутствии оружия. Волки и медведи ни разу мне не встречались, а постоянно таскать на себе лишние килограммы не очень-то хочется.
– То есть в живой природе вы чувствуете себя в безопасности?
– Знаете, где самые опасные места для путешественников, особенно велосипедистов? На наших автодорогах, особенно в черте города. Плохое освещение, недостаток культуры вождения и неблагоприятные погодные условия. Для меня в сто раз лучше ехать на велосипеде по тропинке в тайге, чем по мегаполису или оживлённому шоссе.
– В своё время мне приходилось общаться с голландской путешественницей  Бритт Дас, которая пешком преодолевала маршрут Амстердам – Лхаса (Тибет). Всё её путешествие оплачивали спонсоры и рекламодатели, включая одежду, питание, ночлег в гостиницах и внедорожный автомобиль сопровождения с охранником-переводчиком. У вас есть спонсоры, которые предоставляют туристическую экипировку или те же велосипеды?
– Нет, таких предложений не поступало, а сам ни к кому не обращался. Велосипеды использовал отечественного производства, покупал их за свои деньги, как и одежду. Средства на путешествия откладываю с зарплаты в течение года. Спонсорская помощь, конечно, очень бы помогла.
Вокруг света
– Ваши дальнейшие планы?
– Пока хватает сил и здоровья, буду продолжать путешествовать. По моим подсчётам, если сложить общее расстояние всех пройденных мною маршрутов, получится более 20000 километров пешком, на велосипеде, сплавляясь по рекам и через горы. Земной шар имеет окружность 40000 километров в диаметре, значит, я обогнул планету наполовину. Хочу полностью обойти Землю и таким образом совершить своеобразное круго-светное путешествие.
Ю. Бойцов.